как выбрать, рейтинг лучших моделей 2018 года
Сабвуфер в доме – отличное решение для меломанов и любителей посмотреть фильмы в домашнем кинотеатре. Это устройство воспроизводит самые низкие частоты, которые человек способен воспринять. Слово «сабвуфер» обозначает – «ниже низкочастотного динамика».
Виды
Сабвуфер для дома может быть двух видов:
- Активные. Этот вид устройства обладает встроенным усилителем мощности и активным кроссовером, который фильтрует высокие частоты. Такие системы идеальны для работы в домашних кинотеатрах, потому что они довольно гибкие и их удобно устанавливать. Отдельный плюс — относительно невысокая стоимость устройств.
- Пассивные. В данный вид сабвуфера не встроен усилитель мощности, поэтому его необходимо подключать вместе с основными стереоколонками. Главным недостатком пассивной системы является дополнительная нагрузка на выходные усилители стереоканалов.
Наиболее удобным и подходящим для дома сабвуфером является активный сабвуфер. Это объясняется встроенным усилителем басов.
Основные характеристики
Сабвуфер – это устройство, которое обеспечивает высококачественный эффект присутствия, к примеру, во время прослушивания музыкальных композиций или просмотра кино. Такое оборудование в кратчайшие сроки обрело популярность и стало одной из наиболее важных частей акустической системы. При выборе домашнего сабвуфера следует в первую очередь обращать внимание на такие характеристики, как назначение и мощность.
Прибор воспроизводит низкие частоты (приблизительно 20-160 Гц), которые человеку сложно локализировать. Одной из главных проблем подобной системы является плохая стыковка АЧХ (амплитудно-частотных характеристик) и ФЧХ (фазочастотных характеристик) сабвуфера и сателлита. По этой причине некоторые устройства для прослушивания низкочастотных звуков имеют функцию подстройки верхних граничных частот и фаз.
Как правильно выбрать
Перед тем как выбрать сабвуфер для дома, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Диапазон частот (Герцы). Частотный диапазон, который сабвуфер способен воспроизвести, подразделяется на три октавы: диапазон глубоких басов (от 20 до 40 Гц), диапазон средних басов (от 40 до 80 Гц), высокие басы (от 80 до 160 Гц). В основном данные устройства работают в диапазоне от 40 до 200 Гц. Наилучшие приборы могут воспроизводить глубокие басы (если они имеются в звуковой записи).
- Наибольшее давление звука. Самый большой уровень громкости устройства.
- Чувствительность (Децибелы). Высокий уровень децибелов позволяет не использовать усилитель, который встроен в устройство, в запредельном режиме. Большая чувствительность обеспечивает более легкое перенесение нагрузки сабвуфером.
- Диаметр низкочастотного динамика.
- Частота разделения спектра кроссовером. Если эта частота составляет 80 Гц, то в сигнале, который подается на устройство, ослабляются все частоты, которые превышают 80 Гц.
Перед выбором устройства следует провести тест сабвуферов, который поможет в определении самой лучшей модели. Для этого нужно обратить внимание на направление устройства, которое может быть устремлено вниз или вбок.
Если прибор направлен вниз, звуковые волны распространяются равномерно, однако их качество будет зависеть от покрытия пола. Направление вбок делает звучание более чистым и качественным.
Кроме теста, стоит рассмотреть топ сабвуферов, расположенный ниже, чтобы сравнить характеристики и выбрать оптимальный вариант.
YAMAHA YST-SW215
Плюсы
- Хорошее качество звука
- Механизмы регулирования звука находятся в передней части устройства
- Приемлемая стоимость
- Компактность прибора
- Наличие на задней части сабвуфера переключателей фаз работы и режима сна
Минусы
- Глянцевое покрытие притягивает пыль
- В радиаторе нет системы охлаждения
- В комплекте с устройством нет композитного кабеля
Данный сабвуфер воспроизводит басы в высоком качестве, что делает прослушивание музыкальных композиций и просмотр кинопроизведений настоящим удовольствием. В системе сочетаются QD-Bass и Advanced YST. Эти технологии делают басы более мощными и глубокими. Благодаря переключателю BASS можно выбирать звуковые режимы и устанавливать частоту разделения кроссовера. Это устройство улучшит звучание любой аудиосистемы.
Pioneer S-21W
Плюсы
- Компактность устройства
- Приемлемая стоимость
- Хорошие басы
- Автоматический переход прибора в ожидающий режим
- Дополнительная регуляция мощности
- Удобный механизм регуляции громкости
- Трехметровый кабель для подключения
Минусы
- Слабо работает в комплекте с определенными аудиосистемами
- Большой вес устройства
- Слишком яркий синий светодиод
- Отсутствие регуляции частоты разделения кроссовера
Это лучший сабвуфер для усиления звука в домашнем кинотеатре. В прибор встроен усилитель предельной синусоидальной мощности. Кроме того, он обладает закрытым корпусом системы акустики, что обеспечивает поддержку конфигурации динамиков от 2,1 до 5,1. Механизм регулирования фазы контролирует временные и фазочастотные характеристики громкоговорителя, предотвращая звуковую задержку, часто возникающей из-за фильтрации многоканальных записей.
Bowers & Wilkins CTSW12
Плюсы
- Чистота звучания
- Компактность устройства
- Высокая мощность
- Качественный низкочастотный излучатель
- Закрытое оформление прибора
- Широкий диапазон частот
Минусы
- Высокая стоимость
Сабвуфер обладает закрытым корпусом, сделанным из прочной древесноволокнистой плиты. Внутренние стяжки усиливают звучание. Устройство идеально подходит для установки в домашнем кинотеатре. Он достаточно легкий, что облегчает отслеживание даже самых маленьких изменений сигналов низких частот. Прибор можно подключать к усилителю SA1000, который обладает мощностью в 1000 Вт.
Heco Victa Prime Sub 252 A
Плюсы
- Хорошо проигрывает абсолютно все виды музыки
- Внешнее оформление
- Отсутствие призвука фазоинвертора
- Высокая мощность
- Наличие охлаждающей системы
- Компактность устройства
Минусы
- Высокая стоимость
- Большой вес прибора
Данный сабвуфер предназначен для функционирования в тандеме с полным комплексом аудиосистемы серии Victa Prime от популярного немецкого предприятия HECO. Эта марка знаменита, прежде всего, из-за своего реалистичного воспроизведения диапазона средних частот, а также спектра низких частот. Устройство идеально подходит как для работы в домашнем кинотеатре, так и для проигрывания самых разных музыкальных произведений.
Pioneer S-51W
Плюсы
- Мощные басы
- Чистое звучание
- Приемлемая стоимость
- Отсутствие постороннего гула и звона
- Наличие охлаждающей системы
- Качественный усилитель
- Хороший дизайн
Минусы
- Большой размер устройства
- Звучание чувствительно к перегрузке
- Появляется хрип при повышении громкости
У этого сабвуфера есть глубокий и мощный бас. В него встроен низкочастотный динамик размером в 20 см и усилитель, который может выдавать до 150 Вт. Устройство обладает фазоинверторным портом, который делает звучание более качественным. У прибора есть композитный вход, чтобы осуществлять подачу сигнала. Pioneer S-51W функционирует в полосе частот от 26 до 900 Гц. Кроме того, он рассчитан на установление связей с AV-ресиверами (audio-video receiver). У устройства есть опция автоматического включения, когда поступает сигнал на входе. Также есть возможность регуляции фазы, частоты разделения кроссовера, уровня, обеспечивающего отсутствие звуковых задержек, и необходимую громкость сабвуфера по отношению ко всей аудиосистеме.
Выбор сабвуфера для дома – не такая уж и простая задача, учитывая количество различных моделей, которыми изобилует рынок на сегодняшний день. Перед покупкой необходимо внимательно изучить основные характеристики данного устройства и обратить внимание на рейтинг моделей.
tehnopanorama.ru
Сабвуфер для домашнего кинотеатра — Видеообзоры
Неотъемлемой частью любого домашнего кинотеатра является сабвуфер. Еще бы — ведь именно он воспроизводит такие спецэффекты, как взрывы или, например, раскаты грома. Естественно, без полноценной, максимально приближенной к реальности, передачи этих звуков эффект от просмотра фильмов на домашнем кинотеатре будет далеко не полным. Кроме того, наличие сабвуфера в акустической системе домашнего кинотеатра позволяет удалить низкие частоты из спектра сигнала, который поступает на основные громкоговорители. Это позволяет избежать перегрузки их излишними басами, количество искажений уменьшается, и звучание системы в целом становится чище. А за счет качественного и более полного воспроизведения низких частот картина становится динамичной и максимально реалистичной. Таким образом, встает проблема выбора оптимального для Ваших требований саба. Давайте вместе попробуем разобраться в возникающих трудностях и попытаемся составить приблизительный «портрет» сабвуфера для типичного домашнего кинотеатра в средней ценовой категории (будем ориентироваться на стоимость сабвуфера порядка 300 — 500 долларов США). Но прежде нам необходимо вооружиться базовыми знаниями.
Что же такое сабвуфер? Сабвуфер представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона. Большинство современных сабов воспроизводит звуки в диапазоне частот 25 — 180 Гц, хотя отдельные экземпляры могут выдавать еще более низкий бас (например, модель ASW 4000 английской фирмы B&W воспроизводит частоты в диапазоне 15 — 170 Гц). Итак, с чего начать? Для начала необходимо определиться с типом акустического оформления сабвуферной головки. Существует достаточно большое количество различных вариантов, но наиболее распространенными являются три типа: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Каждый из возможных вариантов имеет свои достоинства и свои недостатки. Давайте рассмотрим поподробнее каждый тип, потому что конструкция корпуса во многом определяет акустические свойства сабвуфера.
Сабвуферы закрытого типа
Среди достоинств этого типа можно отметить простоту конструкции и полное отсутствие звуковых «утечек» со стороны излучающей поверхности. Имеют наименьшую задержку сигнала и наиболее ровную АЧХ. Закрытые сабы обладают глубоким и насыщенным басом. Однако, в силу конструктивных особенностей, диффузор НЧ-головки в закрытых сабах оказывается более нагруженным звуковым давлением, возникающим в корпусе. За счет этого подвижность диффузора уменьшается, и отдача также становится меньше. Поэтому для получения качественного и мощного баса закрытым сабам требуется довольно значительный объем корпуса и они зачастую весьма громоздки и тяжелы. При уменьшении объема меньше некоторого предела происходит резкая потеря низкочастотной составляющей. Хотя, здесь стоит оговориться — существуют очень мощные (700 Вт и более) закрытые сабвуферы, которые обладают относительно небольшими размерами, но в большинстве случаев это достоинство резко ограничивается значительной стоимостью. К примеру, модель HGS-10 BG Series II фирмы Velodyne с при размерах 288 x 275 x 275 мм способна выдавать аж 1250 Вт пиковой мощности! Но и стоит она в среднем 1850$.
Сабвуферы фазоинверторного типа
Представляют собой корпус с динамиком внутри и отверстием с тыльной или какой-либо другой стороны. Ход диффузора увеличивается, поэтому фазоинверторный саб может выдавать басы гораздо ниже закрытого. За счет использования баса с обратной стороны НЧ-головки звук получается мощнее и громче, чем у закрытых сабов. Но фазоинверторные сабы значительно более капризны к расчету рабочего объема, ведь это уже довольно сложная колебательная система, в которой необходимо учитывать большое количество взаимосвязанных факторов. Фазоинвертор требует тонкой настройки и нередко может стать основной причиной нелинейных искажений. Так, например, при его неграмотной настройке акустическая система начинает «бубнить».
Полосовые сабвуферы
По сути, это не что иное, как полосовой фильтр. Представляют собой некий гибрид закрытого и фазоинверторного сабов. Корпус состоит из двух объемов, один из которых является закрытым ящиком, а второй фазоинвертором. За счет этого создается более высокое звуковое давление, но диапазон частот становится уже. Изменением объема камер полосового саба можно влиять на чувствительность или диапазон воспроизводимых частот, но это также очень сложная и требующая квалифицированного подхода процедура.
Таким образом, выбрать оптимальный тип сабвуфера достаточно сложно. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и окончательный выбор зависит от конкретных требований и условий. Так, например, фазоинверторные сабы обладают хорошей отдачей и большой громкостью, а закрытые сабы наиболее часто используют для получения качественного, глубокого баса (но они, как правило, более дорогостоящий).
Активные и пассивные сабвуферы
Помимо классификации по корпусному оформлению сабвуферы делятся на активные и пассивные. Активные сабвуферы обладают встроенным усилителем. Они часто расширяют динамический диапазон акустической системы (понижают нижнюю граничную частоту) и позволяют обеспечить более высокий уровень сигнала без искажений путем снятия нагрузки с основных громкоговорителей при воспроизведении басов. При этом процедура согласования основных компонентов системы существенно упрощается, т.к. на большинстве современных сабвуферов частота разделения регулируется непосредственно на самом сабе. Серьезным недостатком (скорее затруднением при покупке) является достаточно высокая стоимость активных сабвуферов. К слову, активный саб Dali AW 8 с воспроизводимым диапазоном частот 40 — 150 Гц и мощностью 80 Вт стоит в Москве порядка 335 долларов США, а пассивный Trio Subwoofer этой же фирмы с характеристиками 35 — 150 Гц и мощностью 75 Вт обойдется в среднем в 150 USD. Пассивные усилители не имеют встроенного усилителя. Представляют собой одну (или несколько) низкочастотных головок, которая подключается к внешнему усилителю. Обычно пассивные сабвуферы дешевле активных, но у них также имеется ряд недостатков. Так, например, требуется корректное согласование сабвуфера с имеющейся акустической системой, которое может оказаться весьма и весьма затруднительным.
Размер
Но и это еще далеко не все особенности и различия среди сабов. Существует большое количество конструкционных и технологических моментов. При изготовлении используются различные материалы корпусов (дерево, ДСП и т.д.), диффузоров (целлюлоза, кевлар:), применяются различные геометрические конфигурации корпусов и расположения НЧ-головок и т.д. и т.п. Все эти особенности влияют на характеристики сабвуфера, а, соответственно, и на наиболее важные для нас — качество звука и стоимость сабвуфера. Другой, очень немаловажный атрибут при выборе саба — его размеры. Обычно они достаточно велики и сабвуфер смотрится довольно громоздко и внушительно. К сожалению, есть чисто физические ограничения на соотношение качество/размер, т.к. длина хода диффузора (а, следовательно, и значительная часть нелинейных искажений) напрямую связана с геометрическими размерами корпуса сабвуфера. Так что с мечтой увидеть у себя дома «маленький» саб с «огромным» басом придется расстаться (тут следует вспомнить о рассматриваемой ценовой категории — разумеется есть и относительно небольшие сабы, которые выдают мощный и глубокий бас — см. пример выше). Конечно, существуют также и относительно небольшие по размерам — компактные сабвуферы. В стремлении получить меньшие габариты производители пытаются применять новые технологические решения с целью компенсировать утраченный геометрический объем: заполняют корпус минеральной ватой, разрабатывают новые формы корпуса, шире применяют электронику и т.д. Но достижение меньших размеров в большинстве случаев отрицательно сказывается на качестве и громкости звука. Также следует помнить, что сабвуфер может наполнить комнату большим количеством низкочастотной энергии. Поэтому становится важным аспект выбора места расположения саба в комнате. Зачастую это место выбирается буквально эмпирическим путем. Таким образом, перед нами встает еще и проблема стильного дизайна и разумных габаритов для наших условий. При прочих равных условиях (схожие характеристики, качество звучания и т.д.) эти удобства непременно отразятся на стоимости сабвуфера. Давайте теперь перейдем к динамическим характеристикам.
Динамические характеристики
Мощность. Вообще говоря, оптимальное значение мощности усилителя сабвуфера во многом определяется мощностью остальной части акустической системы, но рекомендуют рассчитывать мощность усилителя саба в 1,5 раза больше мощности фронтальных акустических систем. При таком соотношении наблюдается хорошие динамика и качество звучания.
Частотные характеристики. Частотный диапазон сабвуфера с помощью фильтра нормируется сверху частотой порядка 180 Гц (за редким исключением — у некоторых производителей она может достигать 250 Гц). Нижняя граничная частота человеческого уха составляет в среднем около 30 — 40 Гц. Разумеется, сабвуферы с более низкой нижней граничной частотой более детально и качественно передают звук, тем не менее, большинство присутствующих на рынке моделей выдают звуки в частотном диапазоне приблизительно 30 — 150 Гц. Сабы с более широким диапазоном (особенно в области низких частот) обычно значительно дороже, хотя, лично на мой взгляд, вопрос о необходимости наличия в акустической системе Вашего домашнего кинотеатра звукового диапазона ниже 30 Гц достаточно спорен. Эти частоты, как уже указывалось раньше, приближаются к порогу слышимости человеческого уха, и такая детализация не столь важна в системе домашнего кинотеатра, она скорее может быть принципиальна в высокоуровневых акустических системах предназначенных для профессиональной студийной работы или иных целей. Для стандартного домашнего кинотеатра вполне подойдет сабвуфер с частотным диапазоном 35 — 150 Гц.
Выбираем сабвуфер
А сейчас давайте попробуем для примера проанализировать небольшой сегмент рынка сабвуферов, руководствуясь указанными выше соображениями. Итак. Мы хотим подобрать сабвуфер для домашнего кинотеатра. Рассмотрим «типичный» ДОМАШНИЙ кинотеатр, т.е. именно тот комплект, который приобретается для семейного просмотра фильмов. Допустим все необходимые компоненты (декодер, телевизор, фронтальная акустика, тыловая акустика и т.д.) у нас уже имеются. Осталось купить сабвуфер. Что ж, давайте выбирать. Первое. На каком типе корпусного оформления саба остановиться? Закрытый, фазоинверторный или даже полосовой? Особой громкости дома не нужно, поэтому этот плюс фазоинверторного сабвуфера оказывается не критичным. Полосовой саб воспроизводит достаточно узкий диапазон частот и тоже не всегда хорош для домашнего кинотеатра, кроме того, он весьма дорогостоящ из-за сложности конструкции. Таким образом, наиболее предпочтительным остается вариант закрытого корпуса, т.к. он выдает глубокий и насыщенный бас и менее «капризен» к окружающим условиям, нежели фазоинверторный (который, к примеру, имеет большее число резонансных частот). Однако, как уже упоминалось, закрытые сабы обычно дороже фазоинверторных, хотя, опять же, можно подобрать и отличный фазоинверторный саб, который будет ничуть не дешевле. В данном случае все ограничивается индивидуальными требованиями и особенностями. Второе. Активным или пассивным должен быть наш саб? Т.к. мы покупаем сабвуфер именно для ДОМАШНЕГО кинотеатра, вряд ли в комплекте имеется отдельный предусилитель. Таким образом, разумно остановить свой выбор на активном сабвуфере. Кроме того, пассивные сабы гораздо менее распространены и производятся в значительно меньшем количестве, нежели активные. С этим разобрались. А какова должна быть мощность сабвуфера? Как уже отмечалось, здесь все зависит от мощности Ваших фронтальных акустических систем. Для примера, если мощность Ваших фронтальных акустических систем 2х30 Вт, то нетрудно подсчитать рекомендуемую мощность сабвуфера: 1,5х(30+30) = 105 Вт. О частотном диапазоне мы говорили ранее: 30 — 150 Гц. Итак, мы получили типичный саб для рассматриваемого нами домашнего кинотеатра. Вот его приблизительный «портрет» — активный сабвуфер закрытого или фазоинверторного типа, мощностью 100 Вт и диапазоном воспроизводимых частот 35 — 150 Гц. Данным критериям удовлетворяет достаточно большое количество предлагаемых на рынке моделей. Для примера можно назвать следующие варианты: Magnat Alpha 30 A (90 Вт, 50 — 150 Гц) стоимостью порядка 370 долларов США, Athena AS — P300 (100 Вт, 40 — 120 Гц) по приблизительно такой же цене, модель LX 2000 известной фирмы JBL с характеристиками 100 Вт, 35 — 120 Гц или Infinity Alpha (110 Вт, 45 — 140 Гц) за 350 USD каждый. Можно выбрать и более мощный вариант — Yamaha YST-SW205 (150 Вт, 23 — 170 Гц), а также много других. Среди перечисленных моделей присутствуют как сабы фазоинверторного типа, так и закрытого. Как видите, они все находятся приблизительно в одной ценовой категории, так что выбор конкретного сабвуфера обеспечивается личными пристрастиями, впечатлением от прослушивания (ОБЯЗАТЕЛЬНО, если имеется такая возможность, прослушайте несколько понравившихся Вам моделей), конкретными обстоятельствами и условиями эксплуатации, ну и, конечно, имеющейся в наличии суммой. Все указанные цены являются ориентировочными и могут варьироваться в зависимости от конкретного продавца.
Итак, теперь Вы вооружены знаниями и можете смело выбирать сабвуфер, максимально отвечающий Вашим требованиям. Думаю, здесь стоит повториться, — помимо перечисленных характеристик среди сабов существует большое количество других конструктивных, технологических и технических особенностей, которые также влияют на стоимость (и нередко очень и очень существенно) и качество звучания. Я лишь попытался отразить наиболее ключевые и понятные рядовому пользователю критерии, которыми можно руководствоваться при выборе сабвуфера для домашнего кинотеатра.
Удачного Вам баса!Автор: интернет-магазин домашних кинотеатров ПУЛЬТ.ру
www.pult.ru
Выбор сабвуфера для домашнего кинотеатра
Зачем нужен сабвуфер для домашнего кинотеатра? В современных фильмах без спецэффектов никуда. Еще бы – взрывы, погодные катаклизмы и прочие вещи придают фильму реалистичность и завораживает зрителей. Чтобы воспроизводить такие явления, нужно сделать правильный выбор в сторону довольно мощной акустической системы и без сабвуфера никуда. Именно он позволяет передавать эффекты, делая звук объемным и более приятным для ушей.
Благодаря особым технологиями, настройка сабвуфера в специальной акустической системе позволит удалить низкие волны из сигнала, поступающие на динамики. Это позволяет сохранить колонки от перегрузки басами, стабилизировать систему – искажения практически исчезают, а звучание в целом становится более чище. Благодаря полному воспроизведению басов видеоролики смотреть намного приятней, и картинка становится более реалистичной.
Сабвуфер – что это такое?
По сути, это отдельная акустическая система, предназначенная для проигрывания низких частот диапазона звука. Большая часть современных сабов, выдает звук в частотном диапазоне от 25 до 180 ГЦ, но бывают и более продвинутые модели, воспроизводящее звук на более низких частотах от 15 до 170 ГЦ.
Выбор оборудования зависит от его вида:
- закрытый саб;
- фазоинвертноный;
- полосовой;
- активный;
- пассивный.
Все виды имеют свои положительные и отрицательные стороны. Закрытый саб обладает множеством плюсов:
- простота конструкции, полностью отсутствуют потери звука поверхности;
- легко разобрать и поставить в машину;
- минимальная задержка звукового сигнала, ровная АЧХ;
- имеет более глубокий, насыщенный бас;
К минусам можно отнести следующие особенности:
- если его разобрать, увидите, что диффузная часть головки нагружена давлением звука в корпусе;
- диффузор менее подвижен, меньшая отдача звука;
- большой объем корпуса. Сабы закрытого типа более тяжелые и громоздкие;
- с уменьшением размера, качество звуковой частоты резко меняется в худшую сторону.
Фазоинверторный сабвуфер — это динамик внутри корпуса и отверстием снаружи, который имеет следующие плюсы:
- Диффузор более подвижен, а значит закрытая акустика выдает басы более низкой частоты, чем закрытый.
- Звуковой сигнал гораздо мощней, громче за счет специфической конструкции. Закрытая акустика выдается с обратной части головки.
И минусы:
- Требовательны к расчетам рабочей мощности. Сложная система, включающая большой количества факторов. Трудоемкая настройка своими руками.
- Нуждается в тщательной регулировке, из-за чего возможны появления искажений нелинейного характера.
Полосовой саб – сочетает в себе закрытый и фазоинертнорный виды. Корпус включает в себе два объема – ящик закрытый, фазоинвертор. Довольно несложно разобрать своими руками и поставить в машину. Благодаря необычному сочетанию, сабвуфер выдает высокий звуковой диапазон, а частотный диапазон становится хуже.
Для изменения чувствительности, частотного диапазона, можно поработать с камерным объемом полосового саба – весьма трудная настройка, требующая профессионального подхода, иначе вы испортите его.
Выбор сабвуфера – ответственный процесс. Так как от него зависит качество звука. Например, закрытая акустика используется для воспроизведения более чистого звука. Он дороже остальных видов.
Выбор сабвуфера зависит не только от корпуса, но и от технических характеристик. Все сабы делятся на пассивные и активные. Они также имеют свои плюсы и минусы.
Плюсы активного:
- Усилитель встроен. Расширяют динамику системы акустики – способны понизить частотную границу. Настройка не сложная.
- Обеспечивают наивысший уровень сигнала. Отсутствуют помехи. Как это делается? При воспроизведении баса, с громкоговорителя снимается нагрузка.
- Легко регулируется частота – обычными тумблерами.
Минусы:
Пассивная акустическая система отличается своей низкой стоимостью, но и обладает низкой мощностью. Выбор такой техники в магазинах невелик.
Как подобрать сабвуфер
При выборе акустики стоит отдать предпочтение сабу закрытого типа. Так как он с одной стороны выдает мощный, насыщенный бас, а с другой – менее требователен к настройке и окружающей обстановке.
Пассивный или активный тип? Приобретайте активный, потому что это сэкономит вам деньги средства, ведь пассивный гораздо сложнее найти, да и отдельно покупать усилитель очень дорого.
Какой мощности? Нужно учитывать характеристики ваших колонок. Например, акустические колонки две штуки по 15 ВТ. Тогда мощность саба рассчитывается так – 1,5х(15+15) =45. Значит сабвуфер – 45 ват.
Зная характеристики акустического баса (активный, пассивный), и какие виды легче разобрать. Можно сделать правильный выбор в пользу сабвуфера, подходящего для нужного помещения.
televopros.ru
Сабвуфер для домашнего кинотеатра — Статьи и советы
Неотъемлемой частью любого домашнего кинотеатра является сабвуфер. Еще бы — ведь именно он воспроизводит такие спецэффекты, как взрывы или, например, раскаты грома. Естественно, без полноценной, максимально приближенной к реальности, передачи этих звуков эффект от просмотра фильмов на домашнем кинотеатре будет далеко не полным. Кроме того, наличие сабвуфера в акустической системе домашнего кинотеатра позволяет удалить низкие частоты из спектра сигнала, который поступает на основные громкоговорители. Это позволяет избежать перегрузки их излишними басами, количество искажений уменьшается, и звучание системы в целом становится чище. А за счет качественного и более полного воспроизведения низких частот картина становится динамичной и максимально реалистичной. Таким образом, встает проблема выбора оптимального для Ваших требований саба. Давайте вместе попробуем разобраться в возникающих трудностях и попытаемся составить приблизительный «портрет» сабвуфера для типичного домашнего кинотеатра в средней ценовой категории (будем ориентироваться на стоимость сабвуфера порядка 300 — 500 долларов США). Но прежде нам необходимо вооружиться базовыми знаниями. Итак:
Что же такое сабвуфер? Сабвуфер представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона. Большинство современных сабов воспроизводит звуки в диапазоне частот 25 — 180 Гц, хотя отдельные экземпляры могут выдавать еще более низкий бас (например, модель ASW 4000 английской фирмы B&W воспроизводит частоты в диапазоне 15 — 170 Гц). Итак, с чего начать? Для начала необходимо определиться с типом акустического оформления сабвуферной головки. Существует достаточно большое количество различных вариантов, но наиболее распространенными являются три типа: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Каждый из возможных вариантов имеет свои достоинства и свои недостатки. Давайте рассмотрим поподробнее каждый тип, потому что конструкция корпуса во многом определяет акустические свойства сабвуфера.
Сабвуферы закрытого типа
Среди достоинств этого типа можно отметить простоту конструкции и полное отсутствие звуковых «утечек» со стороны излучающей поверхности. Имеют наименьшую задержку сигнала и наиболее ровную АЧХ. Закрытые сабы обладают глубоким и насыщенным басом. Однако, в силу конструктивных особенностей, диффузор НЧ-головки в закрытых сабах оказывается более нагруженным звуковым давлением, возникающим в корпусе. За счет этого подвижность диффузора уменьшается, и отдача также становится меньше. Поэтому для получения качественного и мощного баса закрытым сабам требуется довольно значительный объем корпуса и они зачастую весьма громоздки и тяжелы. При уменьшении объема меньше некоторого предела происходит резкая потеря низкочастотной составляющей. Хотя, здесь стоит оговориться — существуют очень мощные (700 Вт и более) закрытые сабвуферы, которые обладают относительно небольшими размерами, но в большинстве случаев это достоинство резко ограничивается значительной стоимостью. К примеру, модель HGS-10 BG Series II фирмы Velodyne с при размерах 288 x 275 x 275 мм способна выдавать аж 1250 Вт пиковой мощности! Но и стоит она в среднем 1850$.
Сабвуферы фазоинверторного типа
Представляют собой корпус с динамиком внутри и отверстием с тыльной или какой-либо другой стороны. Ход диффузора увеличивается, поэтому фазоинверторный саб может выдавать басы гораздо ниже закрытого. За счет использования баса с обратной стороны НЧ-головки звук получается мощнее и громче, чем у закрытых сабов. Но фазоинверторные сабы значительно более капризны к расчету рабочего объема, ведь это уже довольно сложная колебательная система, в которой необходимо учитывать большое количество взаимосвязанных факторов. Фазоинвертор требует тонкой настройки и нередко может стать основной причиной нелинейных искажений. Так, например, при его неграмотной настройке акустическая система начинает «бубнить».
Полосовые сабвуферы
По сути, это не что иное, как полосовой фильтр. Представляют собой некий гибрид закрытого и фазоинверторного сабов. Корпус состоит из двух объемов, один из которых является закрытым ящиком, а второй фазоинвертором. За счет этого создается более высокое звуковое давление, но диапазон частот становится уже. Изменением объема камер полосового саба можно влиять на чувствительность или диапазон воспроизводимых частот, но это также очень сложная и требующая квалифицированного подхода процедура.
Таким образом, выбрать оптимальный тип сабвуфера достаточно сложно. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и окончательный выбор зависит от конкретных требований и условий. Так, например, фазоинверторные сабы обладают хорошей отдачей и большой громкостью, а закрытые сабы наиболее часто используют для получения качественного, глубокого баса (но они, как правило, более дорогостоящий).
Активные и пассивные сабвуферы
Помимо классификации по корпусному оформлению сабвуферы делятся на активные и пассивные. Активные сабвуферы обладают встроенным усилителем. Они часто расширяют динамический диапазон акустической системы (понижают нижнюю граничную частоту) и позволяют обеспечить более высокий уровень сигнала без искажений путем снятия нагрузки с основных громкоговорителей при воспроизведении басов. При этом процедура согласования основных компонентов системы существенно упрощается, т.к. на большинстве современных сабвуферов частота разделения регулируется непосредственно на самом сабе. Серьезным недостатком (скорее затруднением при покупке) является достаточно высокая стоимость активных сабвуферов. К слову, активный саб Dali AW 8 с воспроизводимым диапазоном частот 40 — 150 Гц и мощностью 80 Вт стоит в Москве порядка 335 долларов США, а пассивный Trio Subwoofer этой же фирмы с характеристиками 35 — 150 Гц и мощностью 75 Вт обойдется в среднем в 150 USD. Пассивные усилители не имеют встроенного усилителя. Представляют собой одну (или несколько) низкочастотных головок, которая подключается к внешнему усилителю. Обычно пассивные сабвуферы дешевле активных, но у них также имеется ряд недостатков. Так, например, требуется корректное согласование сабвуфера с имеющейся акустической системой, которое может оказаться весьма и весьма затруднительным.
Размер
Но и это еще далеко не все особенности и различия среди сабов. Существует большое количество конструкционных и технологических моментов. При изготовлении используются различные материалы корпусов (дерево, ДСП и т.д.), диффузоров (целлюлоза, кевлар:), применяются различные геометрические конфигурации корпусов и расположения НЧ-головок и т.д. и т.п. Все эти особенности влияют на характеристики сабвуфера, а, соответственно, и на наиболее важные для нас — качество звука и стоимость сабвуфера. Другой, очень немаловажный атрибут при выборе саба — его размеры. Обычно они достаточно велики и сабвуфер смотрится довольно громоздко и внушительно. К сожалению, есть чисто физические ограничения на соотношение качество/размер, т.к. длина хода диффузора (а, следовательно, и значительная часть нелинейных искажений) напрямую связана с геометрическими размерами корпуса сабвуфера. Так что с мечтой увидеть у себя дома «маленький» саб с «огромным» басом придется расстаться (тут следует вспомнить о рассматриваемой ценовой категории — разумеется есть и относительно небольшие сабы, которые выдают мощный и глубокий бас — см. пример выше). Конечно, существуют также и относительно небольшие по размерам — компактные сабвуферы. В стремлении получить меньшие габариты производители пытаются применять новые технологические решения с целью компенсировать утраченный геометрический объем: заполняют корпус минеральной ватой, разрабатывают новые формы корпуса, шире применяют электронику и т.д. Но достижение меньших размеров в большинстве случаев отрицательно сказывается на качестве и громкости звука. Также следует помнить, что сабвуфер может наполнить комнату большим количеством низкочастотной энергии. Поэтому становится важным аспект выбора места расположения саба в комнате. Зачастую это место выбирается буквально эмпирическим путем. Таким образом, перед нами встает еще и проблема стильного дизайна и разумных габаритов для наших условий. При прочих равных условиях (схожие характеристики, качество звучания и т.д.) эти удобства непременно отразятся на стоимости сабвуфера. Давайте теперь перейдем к динамическим характеристикам.
Динамические характеристики
Мощность. Вообще говоря, оптимальное значение мощности усилителя сабвуфера во многом определяется мощностью остальной части акустической системы, но рекомендуют рассчитывать мощность усилителя саба в 1,5 раза больше мощности фронтальных акустических систем. При таком соотношении наблюдается хорошие динамика и качество звучания.
Частотные характеристики. Частотный диапазон сабвуфера с помощью фильтра нормируется сверху частотой порядка 180 Гц (за редким исключением — у некоторых производителей она может достигать 250 Гц). Нижняя граничная частота человеческого уха составляет в среднем около 30 — 40 Гц. Разумеется, сабвуферы с более низкой нижней граничной частотой более детально и качественно передают звук, тем не менее, большинство присутствующих на рынке моделей выдают звуки в частотном диапазоне приблизительно 30 — 150 Гц. Сабы с более широким диапазоном (особенно в области низких частот) обычно значительно дороже, хотя, лично на мой взгляд, вопрос о необходимости наличия в акустической системе Вашего домашнего кинотеатра звукового диапазона ниже 30 Гц достаточно спорен. Эти частоты, как уже указывалось раньше, приближаются к порогу слышимости человеческого уха, и такая детализация не столь важна в системе домашнего кинотеатра, она скорее может быть принципиальна в высокоуровневых акустических системах предназначенных для профессиональной студийной работы или иных целей. Для стандартного домашнего кинотеатра вполне подойдет сабвуфер с частотным диапазоном 35 — 150 Гц.
Выбираем сабвуфер
А сейчас давайте попробуем для примера проанализировать небольшой сегмент рынка сабвуферов, руководствуясь указанными выше соображениями. Итак. Мы хотим подобрать сабвуфер для домашнего кинотеатра. Рассмотрим «типичный» ДОМАШНИЙ кинотеатр, т.е. именно тот комплект, который приобретается для семейного просмотра фильмов. Допустим все необходимые компоненты (декодер, телевизор, фронтальная акустика, тыловая акустика и т.д.) у нас уже имеются. Осталось купить сабвуфер. Что ж, давайте выбирать. Первое. На каком типе корпусного оформления саба остановиться? Закрытый, фазоинверторный или даже полосовой? Особой громкости дома не нужно, поэтому этот плюс фазоинверторного сабвуфера оказывается не критичным. Полосовой саб воспроизводит достаточно узкий диапазон частот и тоже не всегда хорош для домашнего кинотеатра, кроме того, он весьма дорогостоящ из-за сложности конструкции. Таким образом, наиболее предпочтительным остается вариант закрытого корпуса, т.к. он выдает глубокий и насыщенный бас и менее «капризен» к окружающим условиям, нежели фазоинверторный (который, к примеру, имеет большее число резонансных частот). Однако, как уже упоминалось, закрытые сабы обычно дороже фазоинверторных, хотя, опять же, можно подобрать и отличный фазоинверторный саб, который будет ничуть не дешевле. В данном случае все ограничивается индивидуальными требованиями и особенностями. Второе. Активным или пассивным должен быть наш саб? Т.к. мы покупаем сабвуфер именно для ДОМАШНЕГО кинотеатра, вряд ли в комплекте имеется отдельный предусилитель. Таким образом, разумно остановить свой выбор на активном сабвуфере. Кроме того, пассивные сабы гораздо менее распространены и производятся в значительно меньшем количестве, нежели активные. С этим разобрались. А какова должна быть мощность сабвуфера? Как уже отмечалось, здесь все зависит от мощности Ваших фронтальных акустических систем. Для примера, если мощность Ваших фронтальных акустических систем 2х30 Вт, то нетрудно подсчитать рекомендуемую мощность сабвуфера: 1,5х(30+30) = 105 Вт. О частотном диапазоне мы говорили ранее: 30 — 150 Гц. Итак, мы получили типичный саб для рассматриваемого нами домашнего кинотеатра. Вот его приблизительный «портрет» — активный сабвуфер закрытого или фазоинверторного типа, мощностью 100 Вт и диапазоном воспроизводимых частот 35 — 150 Гц. Данным критериям удовлетворяет достаточно большое количество предлагаемых на рынке моделей. Для примера можно назвать следующие варианты: Magnat Alpha 30 A (90 Вт, 50 — 150 Гц) стоимостью порядка 370 долларов США, Athena AS — P300 (100 Вт, 40 — 120 Гц) по приблизительно такой же цене, модель LX 2000 известной фирмы JBL с характеристиками 100 Вт, 35 — 120 Гц или Infinity Alpha (110 Вт, 45 — 140 Гц) за 350 USD каждый. Можно выбрать и более мощный вариант — Yamaha YST-SW205 (150 Вт, 23 — 170 Гц), а также много других. Среди перечисленных моделей присутствуют как сабы фазоинверторного типа, так и закрытого. Как видите, они все находятся приблизительно в одной ценовой категории, так что выбор конкретного сабвуфера обеспечивается личными пристрастиями, впечатлением от прослушивания (ОБЯЗАТЕЛЬНО, если имеется такая возможность, прослушайте несколько понравившихся Вам моделей), конкретными обстоятельствами и условиями эксплуатации, ну и, конечно, имеющейся в наличии суммой. Все указанные цены являются ориентировочными и могут варьироваться в зависимости от конкретного продавца.
Итак, теперь Вы вооружены знаниями и можете смело выбирать сабвуфер, максимально отвечающий Вашим требованиям. Думаю, здесь стоит повториться, — помимо перечисленных характеристик среди сабов существует большое количество других конструктивных, технологических и технических особенностей, которые также влияют на стоимость (и нередко очень и очень существенно) и качество звучания. Я лишь попытался отразить наиболее ключевые и понятные рядовому пользователю критерии, которыми можно руководствоваться при выборе сабвуфера для домашнего кинотеатра.
Удачного Вам баса!Дата публикации: 28.06.2003
Автор: интернет-магазин домашних кинотеатров ПУЛЬТ.ру
www.pult.ru
Сабвуфер, активный сабвуфер, пассивный сабвуфер, как подключить сабвуфер
- Видео
- Домашний кинотеатр
- Телевизор
- Проектор
- Монитор
- Blu-Ray плеер
- 3D
- Аудио
- Акустика
- Наушники
- Саундбар
- Мультимедиа
- Медиаплеер
- HDD
- Умный дом
- Бытовая техника
- Фото
- Фотокамера
- Графика
- Советы
- Сетевые устройства
- Домашний сервер
- Роутер
- Wi-Fi
- Онлайн Сервисы
- Матчасть
- Гаджеты
- Apple
- Android
- Смарт-часы
- Игровые консоли
- PS4
- XBOX One
- XBOX 360
- PS Vita
- PS3
- Обзор
- ТВ-приставки
Поиск
- Услуги
- Реклама
- Контакты
- Видео
Обзор проекторов Alfawise: доступные модели для дома
Xiao
mediapure.ru
Athena ASP-400 — активный сабвуфер для домашнего кинотеатра
В одной из прошлых статей мы рассказывали про акустические системы серии Audition от компании Athena. В этот раз мы рассмотрим самый мощный активный сабвуфер из этой же серии.
Внешность аппарата традиционна и привычна. Немного оживляют её только большие поворотные регуляторы уровня громкости и частоты среза фильтра НЧ. Защитный гриль выполнен из акустически прозрачной ткани, натянутой на массивный каркас из MDF. Крепление гриля к корпусу осуществляется через уплотнители, дабы избежать неприятного дребезжания. Такой принцип крепления для многих производителей де-факто уже является стандартом.
Корпус ASP-400 покрыт чёрной пластиковой плёнкой с рисунком и фактурой дерева, а передняя панель выкрашена в серебристый цвет. Точно такую же «боевую раскраску» имеют и все остальные колонки серии Audition: единый стиль внешнего оформления строго выдержан во всех представителях Audition. А значит, как и в случае с колонками, предлагается только один вариант внешнего исполнения.
Сабвуфер ставится на внушительные полимерные конусы, какие мы уже видели у модели AS-F1. Конусы эти весьма стильно смотрятся, к тому же практически не царапают паркет и уж точно не оставят в ковре дырку. Но, увы, регулировки по высоте не предусмотрено никакой. При установке сабвуфера на ковре или ковролине это едва ли будет иметь какое-то значение, а вот в случае с паркетом — скорее всего пригодилось бы.
Задняя панель аппарата демонстрирует нам всевозможные типы подключений. Это и традиционное (низкоуровневый сигнал подаётся на RCA вход, проходит обработку встроенным фильтром НЧ и подаётся на встроенный усилитель мощности), и прямое (то же самое, только минуя фильтр НЧ), и «пассивное» (можно использовать внешний усилитель мощности).
Регуляторы уровня громкости и частоты среза фильтра НЧ расположены в верхней части передней панели. Подобная идея уже была успешно реализована в сабвуферах Mirage LF-100 и LF-150. Только в данном случае подписи на регуляторах выполнены на торцевой стороне поворотного диска и видны только через смотровую область, что не очень удобно. Зато при использовании ASP-400 с «родными» колонками (серии Audition) можно избежать утомительной подстройки частоты среза фильтра НЧ. Производитель обо всём позаботился: на регуляторе фильтра НЧ просто написаны модели колонок из серии Audition, для которых данная частота среза фильтра сабвуфера является оптимальной. Например, если озвучиванием фронтальных каналов в театре занимаются колонки Athena AS-F1, то для корректного согласования этих колонок и сабвуфера достаточно поставить регулятор частоты среза в положение «F1». Соответственно, для модели Athena AS-B2 есть положение «В2». И так далее. Весьма удобно. Досадно только, что нет регулировки фазы, которая бывает нужна довольно часто при установке сабвуфера в акустически неблагоприятных помещениях…
Корпус ASP-400 выполнен из листов MDF толщиной 19 мм, а передняя панель сделана из более массивного листа MDF толщиной 23 мм. Нижняя часть внутреннего пространства выкрашена чёрной краской, дабы через крупное отверстие порта фазоинвертора не было видно внутренностей аппарата. Звукопоглотителя внутри совсем немного. А тот что есть (синтепон), не очень эффективен на самых низких частотах, где как раз и работает сабвуфер. Ведь использовали же в напольных AS-F1 хороший плотный технический войлок — что же помешало использовать его и здесь?
В ASP-400 используется крупный низкочастотный динамик с полимерным 250-миллиметровым диффузором. Подвес выполнен из довольно жёсткой резины. Ход диффузора относительно невелик, учитывая немалый диаметр диффузора.
Технические характеристики
Athena ASP-400 | |
Технические характеристики (паспортные) | |
Акустическое оформление | Фазоинвертор (порт на передней панели) |
Мощность встроенного усилителя | 100 Ватт (долговременная), 400 Вт (пиковая) |
Частотный диапазон | 23 — 120 Гц (±3 дБ) |
Диапазон регулировок фильтра НЧ | 40 — 120 Гц |
Динамические излучатели | НЧ: Конический диффузор (250 мм в диаметре) из полимера |
Клеммы | 4 пары винтовых терминалов типа банана-джек |
Магнитное экранирование | нет |
Общие | |
Материал корпуса | MDF 23 мм /19 мм |
Габариты (В×Ш×Г) | 520×291×390 мм |
Вес без упаковки | 14,5 кг |
Ориентировочная цена | $465 |
Результаты измерений
На верхнем графике измерения АЧХ проводились при установке частоты среза фильтра НЧ в положение 50 Гц. На нижнем — 120 Гц. В обоих случаях стоит отметить корректную работу фильтра: отметка на регуляторе вполне соответствует реальному началу спада АЧХ в результате работы фильтра НЧ. Никаких явных провалов или пиков в АЧХ нет, что позволяет надеяться на ровный и корректный бас. Искажения находятся на уровне 0,5 — 2%, не считая незначительных пиков.
Звучание
Разумеется, логичнее всего использовать этот сабвуфер с акустическими системами Athena Audition. Однако, слушали мы этот басовик не только с ними. Во всех случаях добиться корректного согласования основных АС и сабвуфера в театре не составило большого труда.
Бас, воспроизводимый ASP-400, можно охарактеризовать как довольно плотный и динамичный. В театре такой сабвуфер будет весьма кстати в помещениях средних размеров, поскольку большие помещения (более 35 м²) ему окажутся уже не по силам. Серьёзных претензий к звуку, учитывая класс и стоимость аппарата, у нас не было: басовик честно выполнял свои обязанности, обеспечивая хорошую поддержку на самых низах и не выделяясь на мид-басе — это весьма неплохой результат. Использовать же ASP-400 в составе музыкального трифоника можно только при прослушивании современной музыки, ибо для корректного воспроизведения баса акустической музыки (джаза, классики) этому сабвуферу явно недостаёт утончённости, точности и скорости (обычное явление для большинства сабвуферов этой ценовой категории). Есть конечно и исключения, вроде «музыкальных» сабвуферов REL, которые обладают точным и быстрым басом при воспроизведении музыки, но в кино обеспечить мощные низкие частоты уже не в состоянии. Как вы поняли, речь идёт о ценовой категории «до $500». А что касается ASP-400, то вполне очевидно, что основное предназначение этого аппарата — домашний кинотеатр, где он со своими обязанностями справляется очень хорошо.
Заключение
Хороший плотный бас и неброская внешность делают этот сабвуфер неплохим выбором для бюджетного домашнего кинотеатра. А для владельцев колонок Athena Audition это вообще единственно правильный выбор, если конечно баса напольных AS-F1 и, тем более, AS-F2 им покажется мало 🙂
Плюсы
- динамичный и плотный бас;
- фронтальные регуляторы уровня и частоты среза;
- лёгкость согласования с АС серии Audition.
Минусы
- пластиковые конуса модели предполагают идеально ровный пол, поскольку возможности регулировки высоты конусов нет;
- нет регулировки фазы.
Благодарим компанию A&T Trade
за предоставленные на тестирование
акустические системы Athena Audition ASP-400
www.ixbt.com
Выбираем сабвуфер для домашнего кинотеатра
СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. КОМПОНЕНТЫ
Выбираем сабвуфер для домашнего кинотеатра.
Неотъемлемой частью любого домашнего кинотеатра является сабвуфер. Еще бы — ведь именно он воспроизводит такие спецэффекты, как взрывы или, например, раскаты грома. Естественно, без полноценной, максимально приближенной к реальности, передачи этих звуков эффект от просмотра фильмов на домашнем кинотеатре будет далеко не полным. Кроме того, наличие сабвуфера в акустической системе домашнего кинотеатра позволяет удалить низкие частоты из спектра сигнала, который поступает на основные громкоговорители. Это позволяет избежать перегрузки их излишними басами, количество искажений уменьшается, и звучание системы в целом становится чище. А за счет качественного и более полного воспроизведения низких частот картина становится динамичной и максимально реалистичной. Таким образом, встает проблема выбора оптимального для Ваших требований саба. Давайте вместе попробуем разобраться в возникающих трудностях и попытаемся составить приблизительный «портрет» сабвуфера для типичного домашнего кинотеатра в средней ценовой категории (будем ориентироваться на стоимость сабвуфера порядка 300 — 500 долларов США). Но прежде нам необходимо вооружиться базовыми знаниями. Итак:
Что же такое сабвуфер? Сабвуфер представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона. Большинство современных сабов воспроизводит звуки в диапазоне частот 25 — 180 Гц, хотя отдельные экземпляры могут выдавать еще более низкий бас (например, модель ASW 4000 английской фирмы B&W воспроизводит частоты в диапазоне 15 — 170 Гц). Итак, с чего начать? Для начала необходимо определиться с типом акустического оформления сабвуферной головки. Существует достаточно большое количество различных вариантов, но наиболее распространенными являются три типа: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Каждый из возможных вариантов имеет свои достоинства и свои недостатки. Давайте рассмотрим поподробнее каждый тип, потому что конструкция корпуса во многом определяет акустические свойства сабвуфера.
Сабвуферы закрытого типа
Среди достоинств этого типа можно отметить простоту конструкции и полное отсутствие звуковых «утечек» со стороны излучающей поверхности. Имеют наименьшую задержку сигнала и наиболее ровную АЧХ. Закрытые сабы обладают глубоким и насыщенным басом. Однако, в силу конструктивных особенностей, диффузор НЧ-головки в закрытых сабах оказывается более нагруженным звуковым давлением, возникающим в корпусе. За счет этого подвижность диффузора уменьшается, и отдача также становится меньше. Поэтому для получения качественного и мощного баса закрытым сабам требуется довольно значительный объем корпуса и они зачастую весьма громоздки и тяжелы. При уменьшении объема меньше некоторого предела происходит резкая потеря низкочастотной составляющей. Хотя, здесь стоит оговориться — существуют очень мощные (700 Вт и более) закрытые сабвуферы, которые обладают относительно небольшими размерами, но в большинстве случаев это достоинство резко ограничивается значительной стоимостью. К примеру, модель HGS-10 BG Series II фирмы Velodyne с при размерах 288 x 275 x 275 мм способна выдавать аж 1250 Вт пиковой мощности! Но и стоит она в среднем 1850$.
Сабвуферы фазоинверторного типа
Представляют собой корпус с динамиком внутри и отверстием с тыльной или какой-либо другой стороны. Ход диффузора увеличивается, поэтому фазоинверторный саб может выдавать басы гораздо ниже закрытого. За счет использования баса с обратной стороны НЧ-головки звук получается мощнее и громче, чем у закрытых сабов. Но фазоинверторные сабы значительно более капризны к расчету рабочего объема, ведь это уже довольно сложная колебательная система, в которой необходимо учитывать большое количество взаимосвязанных факторов. Фазоинвертор требует тонкой настройки и нередко может стать основной причиной нелинейных искажений. Так, например, при его неграмотной настройке акустическая система начинает «бубнить».
Полосовые сабвуферы
По сути, это не что иное, как полосовой фильтр. Представляют собой некий гибрид закрытого и фазоинверторного сабов. Корпус состоит из двух объемов, один из которых является закрытым ящиком, а второй фазоинвертором. За счет этого создается более высокое звуковое давление, но диапазон частот становится уже. Изменением объема камер полосового саба можно влиять на чувствительность или диапазон воспроизводимых частот, но это также очень сложная и требующая квалифицированного подхода процедура.
Таким образом, выбрать оптимальный тип сабвуфера достаточно сложно. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и окончательный выбор зависит от конкретных требований и условий. Так, например, фазоинверторные сабы обладают хорошей отдачей и большой громкостью, а закрытые сабы наиболее часто используют для получения качественного, глубокого баса (но они, как правило, более дорогостоящи).
Активные и пассивные сабвуферы
Помимо классификации по корпусному оформлению сабвуферы делятся на активные и пассивные. Активные сабвуферы обладают встроенным усилителем. Они часто расширяют динамический диапазон акустической системы (понижают нижнюю граничную частоту) и позволяют обеспечить более высокий уровень сигнала без искажений путем снятия нагрузки с основных громкоговорителей при воспроизведении басов. При этом процедура согласования основных компонентов системы существенно упрощается, т.к. на большинстве современных сабвуферов частота разделения регулируется непосредственно на самом сабе. Серьезным недостатком (скорее затруднением при покупке) является достаточно высокая стоимость активных сабвуферов. К слову, активный саб Dali AW 8 с воспроизводимым диапазоном частот 40 — 150 Гц и мощностью 80 Вт стоит в Москве порядка 335 долларов США, а пассивный Trio Subwoofer этой же фирмы с характеристиками 35 — 150 Гц и мощностью 75 Вт обойдется в среднем в 150 USD. Пассивные усилители не имеют встроенного усилителя. Представляют собой одну (или несколько) низкочастотных головок, которая подключается к внешнему усилителю. Обычно пассивные сабвуферы дешевле активных, но у них также имеется ряд недостатков. Так, например, требуется корректное согласование сабвуфера с имеющейся акустической системой, которое может оказаться весьма и весьма затруднительным.
Размер
Но и это еще далеко не все особенности и различия среди сабов. Существует большое количество конструкционных и технологических моментов. При изготовлении используются различные материалы корпусов (дерево, ДСП и т.д.), диффузоров (целлюлоза, кевлар:), применяются различные геометрические конфигурации корпусов и расположения НЧ-головок и т.д. и т.п. Все эти особенности влияют на характеристики сабвуфера, а, соответственно, и на наиболее важные для нас — качество звука и стоимость сабвуфера. Другой, очень немаловажный атрибут при выборе саба — его размеры. Обычно они достаточно велики и сабвуфер смотрится довольно громоздко и внушительно. К сожалению, есть чисто физические ограничения на соотношение качество/размер, т.к. длина хода диффузора (а, следовательно, и значительная часть нелинейных искажений) напрямую связана с геометрическими размерами корпуса сабвуфера. Так что с мечтой увидеть у себя дома «маленький» саб с «огромным» басом придется расстаться (тут следует вспомнить о рассматриваемой ценовой категории — разумеется есть и относительно небольшие сабы, которые выдают мощный и глубокий бас — см. пример выше). Конечно, существуют также и относительно небольшие по размерам — компактные сабвуферы. В стремлении получить меньшие габариты производители пытаются применять новые технологические решения с целью компенсировать утраченный геометрический объем: заполняют корпус минеральной ватой, разрабатывают новые формы корпуса, шире применяют электронику и т.д. Но достижение меньших размеров в большинстве случаев отрицательно сказывается на качестве и громкости звука. Также следует помнить, что сабвуфер может наполнить комнату большим количеством низкочастотной энергии. Поэтому становится важным аспект выбора места расположения саба в комнате. Зачастую это место выбирается буквально эмпирическим путем. Таким образом, перед нами встает еще и проблема стильного дизайна и разумных габаритов для наших условий. При прочих равных условиях (схожие характеристики, качество звучания и т.д.) эти удобства непременно отразятся на стоимости сабвуфера. Давайте теперь перейдем к динамическим характеристикам.
Динамические характеристики
Мощность. Вообще говоря, оптимальное значение мощности усилителя сабвуфера во многом определяется мощностью остальной части акустической системы, но рекомендуют рассчитывать мощность усилителя саба в 1,5 раза больше мощности фронтальных акустических систем. При таком соотношении наблюдается хорошие динамика и качество звучания.
Частотные характеристики. Частотный диапазон сабвуфера с помощью фильтра нормируется сверху частотой порядка 180 Гц (за редким исключением — у некоторых производителей она может достигать 250 Гц). Нижняя граничная частота человеческого уха составляет в среднем около 30 — 40 Гц. Разумеется, сабвуферы с более низкой нижней граничной частотой более детально и качественно передают звук, тем не менее, большинство присутствующих на рынке моделей выдают звуки в частотном диапазоне приблизительно 30 — 150 Гц. Сабы с более широким диапазоном (особенно в области низких частот) обычно значительно дороже, хотя, лично на мой взгляд, вопрос о необходимости наличия в акустической системе Вашего домашнего кинотеатра звукового диапазона ниже 30 Гц достаточно спорен. Эти частоты, как уже указывалось раньше, приближаются к порогу слышимости человеческого уха, и такая детализация не столь важна в системе домашнего кинотеатра, она скорее может быть принципиальна в высокоуровневых акустических системах предназначенных для профессиональной студийной работы или иных целей. Для стандартного домашнего кинотеатра вполне подойдет сабвуфер с частотным диапазоном 35 — 150 Гц.
Выбираем сабвуфер
А сейчас давайте попробуем для примера проанализировать небольшой сегмент рынка сабвуферов, руководствуясь указанными выше соображениями. Итак. Мы хотим подобрать саб для домашнего кинотеатра. Рассмотрим «типичный» ДОМАШНИЙ кинотеатр, т.е. именно тот комплект, который приобретается для семейного просмотра фильмов. Допустим все необходимые компоненты (декодер, телевизор, фронтальная акустика, тыловая акустика и т.д.) у нас уже имеются. Осталось купить сабвуфер. Что ж, давайте выбирать. Первое. На каком типе корпусного оформления саба остановиться? Закрытый, фазоинверторный или даже полосовой? Особой громкости дома не нужно, поэтому этот плюс фазоинверторного сабвуфера оказывается не критичным. Полосовой саб воспроизводит достаточно узкий диапазон частот и тоже не всегда хорош для домашнего кинотеатра, кроме того, он весьма дорогостоящ из-за сложности конструкции. Таким образом, наиболее предпочтительным остается вариант закрытого корпуса, т.к. он выдает глубокий и насыщенный бас и менее «капризен» к окружающим условиям, нежели фазоинверторный (который, к примеру, имеет большее число резонансных частот). Однако, как уже упоминалось, закрытые сабы обычно дороже фазоинверторных, хотя, опять же, можно подобрать и отличный фазоинверторный саб, который будет ничуть не дешевле. В данном случае все ограничивается индивидуальными требованиями и особенностями. Второе. Активным или пассивным должен быть наш саб? Т.к. мы покупаем сабвуфер именно для ДОМАШНЕГО кинотеатра, вряд ли в комплекте имеется отдельный предусилитель. Таким образом, разумно остановить свой выбор на активном сабвуфере. Кроме того, пассивные сабы гораздо менее распространены и производятся в значительно меньшем количестве, нежели активные. С этим разобрались. А какова должна быть мощность сабвуфера? Как уже отмечалось, здесь все зависит от мощности Ваших фронтальных акустических систем. Для примера, если мощность Ваших фронтальных акустических систем 2х30 Вт, то нетрудно подсчитать рекомендуемую мощность сабвуфера: 1,5х(30+30) = 105 Вт. О частотном диапазоне мы говорили ранее: 30 — 150 Гц. Итак, мы получили типичный саб для рассматриваемого нами домашнего кинотеатра. Вот его приблизительный «портрет» — активный сабвуфер закрытого или фазоинверторного типа, мощностью 100 Вт и диапазоном воспроизводимых частот 35 — 150 Гц. Данным критериям удовлетворяет достаточно большое количество предлагаемых на рынке моделей. Для примера можно назвать следующие варианты: Magnat Alpha 30 A (90 Вт, 50 — 150 Гц) стоимостью порядка 370 долларов США, Athena AS — P300 (100 Вт, 40 — 120 Гц) по приблизительно такой же цене, модель LX 2000 известной фирмы JBL с характеристиками 100 Вт, 35 — 120 Гц или Infinity Alpha (110 Вт, 45 — 140 Гц) за 350 USD каждый. Можно выбрать и более мощный вариант — Yamaha YST-SW205 (150 Вт, 23 — 170 Гц), а также много других. Среди перечисленных моделей присутствуют как сабы фазоинверторного типа, так и закрытого. Как видите, они все находятся приблизительно в одной ценовой категории, так что выбор конкретного сабвуфера обеспечивается личными пристрастиями, впечатлением от прослушивания (ОБЯЗАТЕЛЬНО, если имеется такая возможность, прослушайте несколько понравившихся Вам моделей), конкретными обстоятельствами и условиями эксплуатации, ну и, конечно, имеющейся в наличии суммой. Все указанные цены являются ориентировочными и могут варьироваться в зависимости от конкретного продавца.
Итак, теперь Вы вооружены знаниями и можете смело выбирать сабвуфер, максимально отвечающий Вашим требованиям. Думаю, здесь стоит повториться, — помимо перечисленных характеристик среди сабов существует большое количество других конструктивных, технологических и технических особенностей, которые также влияют на стоимость (и нередко очень и очень существенно) и качество звучания. Я лишь попытался отразить наиболее ключевые и понятные рядовому пользователю критерии, которыми можно руководствоваться при выборе сабвуфера для домашнего кинотеатра.
Удачного Вам баса!
Оставить комментарий
http://www.hifinews.ru
legkoe-delo.ru