Низкочастотные колонки: типы динамиков (часть 3) / Stereo.ru

типы динамиков (часть 3) / Stereo.ru

Широкополосник

Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, как уже говорилось, находится в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Логичнее всего было бы иметь такой динамик, который способен воспроизвести его полностью. И такие динамики есть. Они называются широкополосными.

Вопрос в том, насколько качественно они способны работать в крайних значениях частот этого диапазона. Дело в том, что для эффективного воспроизведения низких частот диффузор классического динамика должен иметь достаточно большие размеры. Например, для частоты 40 Гц его диаметр должен быть около 30 см. Это достаточно просто реализовать.

Широкополосный динамик ScanSpeak 10F/4424G00

Но на высоких частотах такой диффузор попросту не сможет «успевать» передавать колебания всей своей поверхностью. Именно поэтому чаще всего широкополосные динамики являются результатом компромисса.

Для качественного воспроизведения верхней части частотного диапазона в центр диффузора широкополосника зачастую вклеивается дополнительный высокочастотный диффузор — «рупорок» (конус-визер, «дудка»), который способен воспроизводить «быстрые» колебания в то время, как основной, большой диффузор работает гораздо медленнее.

Применяемые в аудиофильских системах широкополосники — предмет серьезных инженерных разработок, граничащих с искусством. Здесь используются материалы с максимально возможными параметрами, ноу-хау, позволяющие все-таки получить полнодиапазонный драйвер.

Широкополосный динамик Lii Audio 2PCS Fast-10

Наиболее проблемным для широкополосного динамика является воспроизведение крайних частот слышимого диапазона. Если широкополосник способен работать в диапазоне 60–16000 Гц с неравномерностью ± 10 дБ — это уже неплохой результат.

При этом в связи с простотой конструкции и отсутствием фильтров (кроссоверов) акустическая система с широкополосником способна демонстрировать высокую чувствительность — от 90–92 дБ и выше. Это делает колонки с широкополосными динамиками особо востребованными среди любителей ламповых усилителей, имеющих, как правило, ограниченную мощность.

В связи с этим голосовые катушки таких широкополосников обладают повышенным сопротивлением. Общепринятые значения для всех остальных динамиков, предназначенных для установки в акустические системы — от 2 до 8 Ом.

Кроме того, именно широкополосный динамик максимально приближен по своим параметрам к точечному источнику звука — идеальному акустическому объекту с точки зрения его локализации. Направление на источник в таком случае определяется слушателем максимально точно. Такой излучатель позволяет создать самую точную стереосцену (звуковую сцену), поскольку источник звука в стереоканале — всего один и он имеет минимальную площадь.

С другой стороны, простейшая колонка с широкополосником — самое дешевое решение, но говорить о полнодиапазонном воспроизведении в этом случае не приходится.

Твитер

Понятно, что, если трудно воспроизвести весь диапазон одним излучателем, есть смысл разделить этот диапазон на несколько частот, в каждой из которых будет работать отдельный динамик. За верхние частоты в этом случае отвечает твитер (пищалка).

Этот динамик должен иметь диффузор (мембрану) небольшой площади, но достаточно жесткий и максимально легкий, ведь полоса излучения твитера, в большинстве случаев, не ниже 1,5 кГц. Среди динамиков наибольшее распространение получил купольный твитер. В нем центральное тело диффузора или элемент, который в полноразмерном динамике называется пылезащитным колпачком, занимает практически всю площадь излучающей поверхности.

Твитер колонки Apple HomePod

Мембрану купольного твитера чаще всего делают из ткани с пропиткой, повышающей ее жесткость. Применяют и более жесткие материалы, лучшим из которых по праву считается бериллий.

Важный параметр твитера — это частота его собственного резонанса. Разработчики стремятся к тому, чтобы она находилась ниже полосы его воспроизведения. В этом случае пищалка звучит максимально точно. Дело в том, что на частотах, близких к резонансу, комплекс усилитель-динамик начинает работать некорректно, «идет в разнос», и система становится плохо управляемой.

Результат — искажения, причем в той частотной области, в которой наш слух к ним особенно чувствителен. Выход оказался прост: кроссовер — устройство, ограничивающее частотный диапазон работы твитера, «обрезает» частоты его собственного резонанса, расположенные ниже рабочего диапазона твитера, который начинается, как правило, от 2–3 кГц.

Твитер с алмазной мембраной Seas Excel E0100-04

Второе требование к твитеру — повышенная верхняя граничная частота воспроизведения. В оптимальном случае она должна превосходить верхний частотный порог слышимого диапазона, т.е. быть выше 20 кГц. Казалось бы, зачем выше, если на этих частотах мы уже не слышим ничего?

Расширенный вверх предел частотного диапазона позволяет твитеру воспроизводить так называемые верхние гармоники, формируя максимально точное звучание высоких частот. До какого предела должен иметь возможность работать твитер — а зачастую высказываются мнения о величинах в 40, а то и в 60 кГц — вопрос, являющийся предметом дискуссий.

Названные два требования к конструкции твитера являются взаимоисключающими. Для понижения резонанса необходимо делать мембрану большего размера и веса, а для повышения верхней границы АЧХ — наоборот. Выход — максимальное соотношение жесткости и массы мембраны твитера, за которое и идет технологическая борьба.

Среднечастотный динамик

Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику. Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям.

Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром

Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.

Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.

Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором

Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.

НЧ-драйвер

Низкочастотный динамик часто еще называют вуфером. Для практически любого класса акустических систем вуфер, естественно, является самым большим по площади излучателем. Для низкочастотника предпочтительным является полностью поршневой режим работы, когда диффузор движется возвратно-поступательно, как единое целое.

Здесь проблема решается еще более радикально, чем в случае со среднечастотным драйвером. Диффузор делают максимально жестким, даже за счет его утяжеления. Дело в том, что на низких частотах наш слух наименее чувствителен к искажениям. И в случае, когда для диффузора вуфера прежде всего важна амплитуда колебаний, ради жесткости идут на увеличение веса.

24-дюймовый басовый динамик в сабвуфере Pro Audio Technology

Масса подвижной системы многих крупных сабвуферных динамиков может достигать 200 г и более. Диффузоры в некоторых случаях получают пространственную конструкцию наподобие самолетного крыла из многослойного композита с заполнением внутренних полостей легкими ячеистыми или сотовыми структурами.

Для аудиофильских систем массу диффузора низкочастотного драйвера по-прежнему стараются минимизировать, поскольку натренированный слух не любит низкочастотных искажений, равно как и всех остальных.

Причем амплитуда колебаний у вуферов — самая большая среди всех перечисленных динамиков. Для этого они оснащаются так называемой длинноходовой (удлиненной) голосовой катушкой. Внешний подвес делается из резины. Все это позволяет диффузору иметь очень большую экскурсию — так называют смещение диффузора от центральной точки.

18-дюймовый басовый вуфер JBL

Особенно ярко «порода» низкочастотного динамика проявляется в драйверах, которые устанавливаются в сабвуферы. Это тяжелое, мощное устройство диаметром от 8 до 15 дюймов (наиболее часто применяемый в пользовательской АС диапазон размеров). Они имеют очень мощные магнитные системы и, в связи с этим, немалый общий вес. При этом в низкочастотных драйверах, работающих от мощных полупроводниковых усилителей, часто устанавливаются катушки минимального сопротивления — 2, а то и 1 Ом.

Коаксиальные драйверы

В двух- трехполосной колонке твитер, среднечастотник и низкочастотный динамик устанавливаются отдельно, то есть, они разнесены в пространстве. Это является серьезным недостатком. Наш слух, который легко определяет направление на источник звука, бывает обманут тем, что средние частоты и высокие частоты поступают практически из разных точек.

Направление на низкочастотный излучатель определить труднее, но тем не менее его удаленность также вносит свою лепту. В результате, такая геометрия колонки ухудшает восприятие стереообраза.

Строение коаксиального драйвера KEF UniQ

Широкополосный динамик, о котором написано выше, просто в силу физики процесса имеет ограничения как по максимальной мощности, так и по частотному диапазону. Кроме того, для широкополосного динамика неизбежна высокая неравномерность АЧХ (выше 10–20 дБ), которую практически невозможно, да и нет смысла компенсировать электроникой либо акустическим оформлением.

Выходом из этой ситуации стал коаксиальный драйвер. На первый взгляд, такой совмещенный динамик выглядит достаточно просто. В двухполосном варианте твитер расположен в центре низкочастотного динамика — традиционные размеры пищалок вполне для этого подходят. Но с инженерной точки зрения такая конфигурация резко затрудняет разработку (расчет) и изготовление подобной системы.

Коаксиальный динамик TAD CST

И это отражается на ее стоимости. Есть варианты, которые позволяют упростить конструкцию: например, размещение твитера перед низкочастотным диффузором на специальном креплении. И все-таки именно «полновесные» коаксиальные системы создают наиболее точный стереоэффект. Поэтому во все времена разные разработчики и компании выпускали коаксиальные драйверы, которые присутствовали в составе их топовых систем.

Специализированные динамики

Воспроизведение звука в условиях, отличных от комнатных, требует применения динамиков, учитывающих эту специфику в свей конструкции. Динамики ландшафтного, шахтного, морского применения должны выдерживать повышенное содержание пыли, способной проникать в магнитный зазор, длительное солнечное излучение, повышенную влажность, воздействие морской соли и других негативных факторов. Для этого в конструкцию вносится серьезные изменения: выбираются материалы, защищаются уязвимые элементы.

Динамики наушников

Для наушников прежде всего пришлось разработать миниатюрные динамики: калибром от 6 до 12 мм для внутриканальных и до 50–60 мм максимум — для накладных моделей. В подавляющем большинстве случаев это широкополосные драйверы. Малый размер облегчает им задачу воспроизведения полного диапазона.

С другой стороны, производство осложняется именно минимальными размерами. Чаще всего диффузор такого динамика сделан из синтетического материала, хотя целлюлоза и другие натуральные волокнистые материалы тоже могут присутствовать. Ввиду требований компактности и низкого веса именно в наушниках наиболее часто используются неодимовые магниты, благодаря которым динамики могут демонстрировать высокую чувствительность — до 120 дБ и выше.

Динамик наушников Apple EarPods

Специфика применения требует, чтобы динамики наушников имели повышенное сопротивление. И если звуковые катушки динамиков акустических систем имеют сопротивление от 2 до 16 Ом (чаще всего от 4 до 8), то динамики наушников имеют сопротивление не ниже 16 Ом, а максимальное значение может достигать 600–800 Ом для профессиональных моделей.

В отдельных моделях наушников, даже внутриканальных, могут использоваться раздельные динамики для разных полос частот — но это редкий случай. Чаще встречается совместное применение излучателей разных типов — динамических и арматурных.

Продолжение следует…

Другие материалы цикла «Акустические системы»:

Акустические системы: поговорим о звуке (часть 1)

Акустические системы: строение динамика (часть 2)

Низкочастотные динамики

Показать в виде:

AS-M130 MOLOT низкочастотные динамики

Мощность : 60 Вт

Чувствительность : 91 дБ

Диапазон частот : 80-15000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

URAL AS-M165 MOLOT низкочастотные динамики

Мощность : 90 Вт

Чувствительность : 93 дБ

Диапазон частот : 75-15000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Aphard Machete DW65K-2 низкочастотная акустика

Мощность : 70 Вт

Чувствительность : 88,00 дБ

Диапазон частот : 46 — 5000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Aphard Machete LW-65A4 низкочастотная акустика

Мощность : 80 Вт

Чувствительность : 89,00 дБ

Диапазон частот : 30 — 3500 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Aphard Machete DW80K-2 низкочастотная акустика

Мощность : 90 Вт

Чувствительность : 90,00 дБ

Диапазон частот : 34 — 3000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Ural AS-W130MB низкочастотные динамики

Мощность : 150 Вт

Чувствительность : 92 дБ

Диапазон частот : 44-7500 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Hertz EV 130.5 низкочастотные динамики

Мощность : 50 Вт

Чувствительность : 92 дБ

Диапазон частот : 70 — 6000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Ground Zero GZMW 200NEO низкочастотные динамики

Мощность : 100 Вт

Чувствительность : 86,5 дБ

Диапазон частот : 30 — 4000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за 1шт.

Среднечастотная акустика Aphard Machete LW-80A4

Мощность : 100 Вт

Чувствительность : 91,00 дБ

Диапазон частот : 29 — 4000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Kicx Sound Civilization W165.5 низкочастотные динамики

Мощность : 100 Вт

Чувствительность : н/д

Диапазон частот : 40-6000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Audison Prima AP 4 низкочастотные динамики

Мощность : 40 Вт

Чувствительность : 91 дБ

Диапазон частот : 80 — 7500 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Низко частотный динамик Ural AS-W165MB Диаметр: 165 мм

Ground Zero GZRK 16AL низкочастотные динамики

Мощность : 110 Вт

Чувствительность : 89 дБ

Диапазон частот : 35 — 4000 Гц

Сопротивление : 3 Ом

Цена указана за пару.

E.O.S. Opera ES-650I СЧ/НЧ динамики

Мощность : 95 Вт

Чувствительность : 93 дБ

Диапазон частот : 55 Гц — 5 кГц

Сопротивление : 3,7 Ом

Цена указана за компл.

Hertz EV 165.5L низкочастотные динамики

Мощность : 70 Вт

Чувствительность : 93 дБ

Диапазон частот : 50 — 4000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

STEG BZ 40 C специализированные низкочастотные динамики

Мощность : 30 Вт

Чувствительность : 88 дБ

Диапазон частот : 85 — 15000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за 1шт.

Hertz EV 165.5 низкочастотные динамики

Мощность : 70 Вт

Чувствительность :  93,5 дБ

Диапазон частот : 60 — 5000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Hertz EV F165.5 низкочастотные динамики

Мощность : 60 Вт

Чувствительность : 93 дБ

Диапазон частот : 65 — 4000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Audison Prima AP 5 низкочастотные динамики

Мощность : 50 Вт

Чувствительность : 93 дБ

Диапазон частот : 70 — 5000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Audison Prima AP 6.5 низкочастотные динамики

Мощность : 70 Вт

Чувствительность : 93,5 дБ

Диапазон частот : 60 — 5000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Hertz C 165 низкочастотные динамики

Мощность : 70 Вт

Чувствительность : 93 дБ

Диапазон частот : 55 — 7000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Hertz C 165L низкочастотные динамики

Мощность : 80 Вт

Чувствительность : 91 дБ

Диапазон частот : 50 — 5000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Ural AS-W200MB низкочастотные динамики

Мощность : 210 Вт

Чувствительность : 94 дБ

Диапазон частот : 34-6000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Helix P5b низкочастотные динамики

Мощность : 80 Вт

Чувствительность : н/д

Диапазон частот : 60-5 500 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за компл.

Ground Zero GZMW 200X-NEO низкочастотные динамики

Мощность : 100 Вт

Чувствительность : 89 дБ

Диапазон частот : 35 — 3500 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за 1шт.

Audison Prima AP 690 низкочастотные динамики

Мощность : 100 Вт

Чувствительность : 95 дБ

Диапазон частот : 40 — 5 000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за компл.

Audio System AS165C-4 низкочастотный динамик

Мощность : 90 Вт

Чувствительность : н/д

Диапазон частот : н/д

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

ESX QXE6.2W низкочастотные динамики

Мощность : 125 Вт

Чувствительность : н/д

Диапазон частот : 55-5 000 Гц

Сопротивление : 4 Ом

Цена указана за пару.

Хорошо звучащие колонки при минимальных затратах

Построить хорошо звучащие колонки при минимальных затратах – мечта любого самодельщика. Именно поэтому статья Олега Салтыкова «Малогабаритный Громкоговоритель», вышедшая в журнале «Радио» в далёком 1977-м году, до сих пор не теряет актуальности. Конструкция горячо обсуждается на форумах, предлагается масса вариантов её улучшения. Один из них, прекрасно показавший себя на практике, мы сегодня и рассмотрим.

Со времени публикации в «Радио» той самой статьи с «Кубиками» Салтыкова (такое название закрепилось за этим проектом) и до недавнего времени, когда я сам занялся изготовлением и настройкой колонок, так и не удалось увидеть их реальную АЧХ. Есть тема по этой конструкции на vegalab.ru, но и там, в основном, либо отзывы владельцев о звучании, либо вопросы как применить тот или иной динамик вместо указанного.

И вот недавно я получил посылку с парой промышленных колонок 6АС-224, доработанных владельцем по мотивам «Кубиков». Кроме самих колонок, в посылке было множество разных динамиков, позволивших поэкспериментировать с их применением в этой конструкции.

Работа началась с измерения самих колонок без вмешательства. Исходный набор динамиков был такой: 6ГД-6 на НЧ, 2ГД-36 на ВЧ, а фильтры по схеме из того же журнала «Радио».

АЧХ колонок 6АС-224 на расстоянии 0,5 м по оси

Розовым цветом показана АЧХ НЧ-головки 6АС-224 в ближнем поле. Порт фазоинвертора – зеленым, суммарная характеристика — черным

АЧХ пищалки 6АС-224 в ближнем поле

Что же мы видим? 1. Выраженная неравномерность АЧХ, особенно наверху. Хорошего звука ожидать не стоит. 2. Нижняя граница в районе 60 — 70Гц с учетом работы порта фазоинвертора. Резонанс НЧ динамика 80 Гц, фазоинвертор настроен на 65 — 70 Гц.

АЧХ пищалки 2ГД-36 с фильтром от «Кубиков» просто чудовищная. На слух это подтвердилось, звук ужасен. Вместо ВЧ полочки какие-то зубы дракона. С этим набором всё ясно.

Но в той же посылке я нашел пару запечатанных новеньких пищалок Visaton TW70. Я с ними хорошо знаком, это удачные и недорогие бумажные, с приятным звуком динамики. Вот и узнаем, пригодятся ли они взамен жутковатых 2ГД-36. А пользуясь счастливым случаем, сравним их с нашими 2ГД-36, для чего из кучи наших пищал я отобрал лучшую, перебрав гору откровенно кривого барахла.

АЧХ лучшего экземпляра 2ГД-36, отобранного из кучи барахла

Сравнение АЧХ 2ГД-36 и Visaton TW70

АЧХ Visaton TW70 при 30º вне оси

Резонанс у TW70 в районе 2 кГц, значит, с 3 — 4 кГц можно её стыковать с нашим мидом (что и получилось дальше). АЧХ достаточно спокойная, протяженная и без резких изломов. У всех наших 2ГД-36 есть провал на 10 кГц, а как мы знаем, эта частота весьма важна для достоверного звучания. Там живут все реально слышимые звуки на верхнем крае диапазона, и потери на 10 кГц недопустимы — звук на высоких частотах стухнет и лишится серебра.

В этом плане Визатон оказался удачнее. К тому же у него есть пичок на верхнем крае, килогерцах на 13, за счет чего получается красивый акцент на всех щёточках-тарелочках и звенелочках, но не ярко выраженный, в пределах нормы. Итак, выбираем в пищалки Visaton TW70.

В посылке также оказались ранее незнакомые мне басовички с непривычно мощным магнитом, блестящим куполом-пыльником и маркированные буквами БРЗ — Бердский Радиозавод. На корзине размытая надпись 25ГДН… и ещё что-то. Позже выяснилось, что это 25 ГДН3-4 — нашел в сети ролики с прекрасной лекцией о них, измерениями и теплыми отзывами, как о шедевре нашего радиопрома. С чем сам искренне согласен, динамик превосходен по АЧХ, иным параметрам и звуку.

Итак, оценим характеристики НЧ-динамика при прямом включении и с катушкой фильтра.

Характеристики 25ГДН3-4 в ящике от 6АС-224 без фильтра по оси на расстоянии 0,5 м

Сначала рассмотрим характеристику в верхней части графика. Там два резонансных горба на кривой импеданса, это резонансы динамика на воздухе (48 Гц), его резонанс в ящике с закрытым портом фазоинвертора (70 Гц) и участок АЧХ в районе нижнего среза. Эти данные позволят прикинуть добротность Qtc.

Видно, что на 70 Гц спад отдачи относительно полки (она у нас идёт по уровню 120 дБ) составил минус 7 дБ, это соответствует полной добротности в ящике порядка 0,45. Соответственно, добротность самого динамика примерно 0,35, т.е. идеальна для фазоинверторного оформления.

Переходим к АЧХ, снятой на дистанции полуметра на оси басовичка. Видим чуть сваленную влево полочку, плавный монотонный спад с небольшим пиком в районе 5 кГц (это «работа» пылезащитного колпачка) и спокойный спад выше по частоте. Звучание динамика тоже порадовало, чистое, спокойное, без крика. И это напрямую, без фильтра.

Определившись с выбором динамиков, я, как обычно, выбросил прибывшие незнакомые фильтры (с ними успеем разобраться) и быстренько спаял макет собственных, простых двухполосных. Так у меня за годы как-то само собою сложилось, и после всех попыток сочинить что-то более крутое, обычно возвращаюсь к привычному варианту.

4-омному динамику 25ГДН3-4 для выравнивания АЧХ потребовалась катушка 0,68 мГн. Сразу оговорюсь, что есть и редкий 8-омный басовик 25ГДН3-8, он устанавливался в колонках Вега 15АС110. Если использовать его, то катушка понадобится вдвое большей индуктивности, 1,5 мГн.

АЧХ 25ГДН3-4 с катушкой Mundorf 0,68 мГн

Виден красивый пологий спад с маленьким пичком на 1 кгц. Как раз этот участок отвечает за презенс и живость голоса, супер! А выше, на 2 — 3 кГц, как раз спад, полезный для комфортности звучания.

Обратите внимание на поведение динамиков в ящике с учетом порта фазоинвертора. Срез басовика начинается с 60 — 65 Гц, инвертор протягивает отдачу герц до 50 уверенно, да и на слух бас превосходен. Можно не трогать и не достраивать.

Чтобы сделать фильтр для Визатона TW70 не понадобилось много времени, набор деталей типовой. Чуть убавил отдачу с помощью гасящего сопротивления на 3 Ома последовательно с пищалкой. И суммарная АЧХ сложилась в итоговую.

Финальный вариант «Кубика» от Александра Бокарева

Сквозь суммарную характеристику типа «черный забор» просматриваются раздельные АЧХ по полосам.

Жутковатая схема на картинке вверху позже будет облагорожена и выложена отдельно.

Предположим, что в нашем распоряжении не оказалось таких шикарных динамиков, о которых рассказано выше, а имеются те же самые из «Кубиков», 10 ГД-34-80 и 2ГД-36. Можно ли здесь что-то улучшить?

Для начала рассмотрим вариант колонки с оригинальными «Кубиками» от Олега Салтыкова. В ящике установлены эти динамики, ещё раз посмотрим на исходную АЧХ.

АЧХ колонок 6АС-224 на расстоянии 0,5 м по оси

АЧХ пищалки 2гд-36 с моим фильтром

Здесь уже ВЧ-фильтр мной подправлен, сглажен выброс на 5 кГц до общего уровня. Для этого схему я переделал на 2-й порядок, оставив входную ёмкость 2 мкФ (подойдёт и 1,5 мкФ) и добавив катушку на 0,3 мГн. В паре с 10ГД-34 и фильтром НЧ от Олега Салтыкова зазвучало неплохо. Кстати, в его схеме есть загадочный резистор на 22 Ома, включенный параллельно динамику. На самом деле этот резистор в сочетании с емкостью на 10 мкФ образует особую цепочку Цобеля, облагораживающую звучание на нижних частотах. Она формирует благозвучный многоступенчатый срез АЧХ и, как следствие, отменное звучание всей колонки в целом. Басовичок с этим фильтром можно слушать даже без пищалки, он удивительно музыкален. Автор угадал и выстроил все верные нотки в звучании этого фильтра.

Поэтому несмотря на уже рабочую схему моего макета, на роль НЧ-фильтра был безоговорочно выбран авторский вариант Салтыкова.

И вот что в итоге получилось:

АЧХ «Кубика» Александра Бокарева, версия от 14 02 2020

Привожу три рабочих варианта фильтров для колонок по мотивам Кубиков. Кто-то найдет для себя свой. Они все звучат в пределах своих возможностей, но достаточно тщательно выведены в звук и отслушаны придирчиво.

А вот как выглядят «Кубики» изнутри и снаружи.

Успеха и вам. Ваш АБ.

Как выбрать акустическую систему (колонки)? – Fresh HiFi

Как выбрать колонки (акустические системы), и на что обратить особое внимание? С этим нелёгким вопросом сталкивается большинство любителей музыки, причём не только те, кто делает выбор впервые, но и те, кто уже успел «набить шишки» в этом не простом деле. Что ж, давайте попробуем разобраться что к чему и немного прояснить ситуацию с выбором правильных колонок именно под Ваши требования.

Согласитесь, весьма сложно прокладывать маршрут в том случае, если мы не знаем, куда идём, и не видим перед собой конкретную цель. Именно по этой причине сначала разберёмся, что же является нашей целью при выборе акустических систем. Наша цель подобрать акустические системы, которые по мнению их обладателя будут являться самыми лучшими и самыми музыкальными. Стоит отметить, что ключевыми словами тут являются «по мнению их обладателя», так как именно обладатель колонок будет слушать их и наслаждаться их звучанием, а не продавец, друг или активист на форуме, старательно навязывающий свое «правильное мнение».

Исходя из наших рассуждений и логических умозаключений, идеальным вариантом выбора акустических систем является прослушивание, в процессе которого Вы понимаете, нравится Вам звучание колонок или нет. При всей, казалось бы, простоте процесса есть одна сложность – ассортимент выпускаемых колонок невообразимо велик, и прослушать все колонки по очереди физически невозможно. Сотни производителей и десятки моделей в ассортименте каждого из них – с чего начать, чем закончить, а на что и вовсе не обращать внимание? Именно сейчас, когда мы поставили цель и определили проблему выбора, самое время обозначить задачу наших рекомендаций. Перечень представленных рекомендаций позволяет сузить круг поиска и определить более конкретный список моделей для дальнейшего прослушивания и выбора, а также понять значение указываемых производителями технических характеристик и особенностей конструкции.

Для начала стоит очистить своё сознание от древних стереотипов выбора колонок, гласящих, что основными критериями выбора являются: «чем дороже – тем лучше» и «чем больше – тем лучше». Если первый принцип во многих случаях имеет под собой реальные основания считаться верным, то второй и вовсе может сыграть со слушателем злую шутку (огромные колонки в небольшом помещении – это катастрофа вселенского масштаба).

Итак, от чего же зависит звучание акустических систем? Факторов, оказывающих влияние на итоговое звучание колонок и, что немаловажно, на восприятие звучания слушателем, много, но большинство из них можно разделить на три основные группы:

  1. технические характеристики и конструктивные особенности самих колонок;
  2. совместимость колонок с другими компонентами системы (в первую очередь с усилителем и кабелями) и помещением, в котором они установлены;
  3. особенности слуха и восприятия самого слушателя;

Как видите, первые два пункта так или иначе связаны с техническими характеристиками. Несмотря на это, не стоит полагаться на технические характеристики как на панацею. Идеальные технические характеристики не гарантируют идеального звучания, но, в тоже время, плохие характеристики колонок и их несовместимость с компонентами тракта, скорее всего, будут причиной гарантированно плохого качества итогового звучания. Иными словами – если в теории все хорошо, то стоит потратить время и проверить это на практике, а если в теории все плохо, то и на практике, скорее всего, проверять не стоит.

Совместимость колонок и помещения

Для начала стоит поговорить о совместимости колонок и помещения, в которое они установлены (планируются к установке). Помещение и колонки всегда стоит рассматривать как единое целое, так как именно помещение, а не усилитель или кабели, оказывает наибольшее влияние на итоговое звучание. Даже идеальные колонки могут отвратительно зазвучать в неподходящем помещении. По этой причине, при выборе акустических систем в первую очередь стоит учитывать не их внешнюю привлекательность, цену или рекомендации заинтересованных лиц, а параметры своей комнаты прослушивания. В первую очередь нас интересует площадь помещения, его геометрическая форма и соотношение сторон. Во вторую очередь можно обратить внимание на материалы отделки и наличие мебели.

Основное правило гласит – в маленькое помещение ставить только маленькие колонки, а в большое можно разместить большие. Если пренебречь этим правилом, то разочарование не заставит себя долго ждать. Очень маленькие колонки в большом и просторном помещении, скорее всего, не смогут обеспечить полноценного звучания в области низких частот, хотя это зависит, в том числе, от воспроизводимой музыки и общих музыкальных пристрастий слушателя. Если Ваши музыкальные вкусы не включают композиции и жанры, в которых мощные басы являются основой трека, то вполне возможно, что небольшие колонки в большом зале смогут справиться с поставленной задачей. Если же поставить большие колонки в маленькое помещение, то это практически во всех случаях можно считать провалом. Результатом такого решения станет нарушение тонального баланса и сильное доминирование низких частот, переходящее в общее гудение помещения, приводящее к неразборчивости музыки. Некоторые оптимистично полагают, что избавиться от гудения и стоячих волн получится при помощи установки «басовых ловушек», которые предлагают ряд производителей материалов для акустической обработки помещения, но этот номер не пройдёт. Ловушки лишь частично помогают скорректировать небольшие проблемы и несовершенства помещения, но с большими проблемами они справиться не способны. Тоже самое можно сказать и про надежды решить все проблемы «правильным» кабелем. Это, к сожалению, тоже не получится. Эксперименты с кабелями позволяют лишь немного подкорректировать звук, но от гудения и стоячих волн они избавить Вас не смогут. От громогласного и доминирующего баса избавиться очень сложно и, в большинстве случаев, под силу это лишь цифровым процессорам корректировки акустики помещения, которые измеряют характеристики помещения и заранее ослабляют проблемные частоты, но ни о них сейчас речь. В данном случае, лучше изначально правильно выбрать колонки, вместо того, чтобы потом долго и мучительно избавляться от проблем звучания.

Что касается формы помещения и соотношения длин стен, то здесь всё тоже максимально просто. Наиболее неудачной формой является квадратное помещение или близкая к квадрату форма (когда длины стен приблизительно равны друг другу). В этом случае есть все шансы «поймать» очень хороший резонанс, выражающийся гулом. Если Ваше помещение близкое к квадратной форме, то колонки под него стоит выбирать с особой осторожностью.

Акустическое оформление

Не меньшее внимание при выборе акустических систем стоит обратить на акустическое оформление колонок. Основными видами акустического оформления являются:

– открытое

– закрытое

– фазоинвертор

– пассивный излучатель (радиатор)

– трансмиссионная линия (акустический лабиринт)

– рупор

– изобарическое

Тем или иным образом акустическое оформление влияет на звучание всего частотного диапазона, но тем не менее (за исключением, разве что, рупорного оформления) основное влияние оно оказывает именно на низкие частоты. Так как именно низкие частоты являются основной проблемой при стыковке колонок и помещения, попустительское отношение к этому вопросу чревато дополнительными проблемами и разочарованиями.

Открытое акустическое оформление используется достаточно редко. Акустическая система с открытым оформлением характеризуется отсутствием задней стенки корпуса (либо полным отсутствием корпуса за исключением передней панели, удерживающей динамики). Открытым колонкам свойственен не очень глубокий и не очень напористый бас (в сравнении с другими видами оформлений). Иначе говоря, получить от них сногсшибательные низкие частоты не получится. Нижний регистр открытых колонок весьма точный, но не мощный (по крайней мере на умеренном уровне громкости). Такая характеристика звучания справедлива лишь для полностью открытых колонок, где низкочастотный динамик тоже имеет открытый корпус. Это получается за счёт эффекта «акустического короткого замыкания», когда низкочастотную волну, идущую в фазе от передней части диффузора, частично гасит волна в противофазе от тыльной части того же самого диффузора (благодаря отсутствию корпуса колонки излучают звук в обе стороны, но в противофазе). Казалось бы, налицо явный недостаток конструкции и звучания, но не стоит делать поспешных выводов. Благодаря такой специфике, открытые колонки вызывают меньше стоячих волн и гудения в проблемных помещениях, а их звучание, зачастую, может быть более прозрачным и непринуждённым. На открытые колонки стоит обращать внимание любителям свежего, лёгкого и прозрачного звучания, а также тем, кто имея не очень большое помещение мечтает поставить в него напольные колонки. Есть шанс, что недостаток баса у самих колонок сможет компенсировать помещение.

Закрытое акустическое оформление было очень популярно ранее, но в настоящее время используется не очень часто. Из названия становится понятно, что закрытые колонки имеют полностью закрытый герметичный корпус без каких-либо отверстий. Достоинствами закрытых колонок является точный и в то же время достаточно мощный (по сравнению с открытыми колонками) бас, а также весьма чистое звучание за счёт отсутствия лишних призвуков, которые, зачастую, могут порождать другие виды акустических оформлений. К недостаткам можно отнести сравнительно большие размеры корпусов и более низкую чувствительность колонок. Большой громоздкий размер корпуса обусловлен необходимостью получить большой внутренний объём колонки, позволяющий установленному в ней динамику (прежде всего, низкочастотному) не испытывать компрессию с внутренней стороны конуса. Иными словами, в большом корпусе динамик не чувствует, что колонка закрытая (если можно так выразиться) и не испытывает сопротивления внутреннего объёма воздуха, что позволяет ему точно реагировать на входящий аудио сигнал и правильно воспроизводить весь диапазон частот. Недостаточный объём корпуса приводит к сухому и очень сдержанному басу, а на повышенных уровнях громкости и вовсе к хорошо слышимым искажениям. Низкая чувствительность налагает некоторые ограничения на выбор подходящего усилителя.

Все мы знаем, что правильная расстановка акустических систем в помещении не менее важна, чем качество самих колонок и их совместимость с помещением. Если не брать в расчёт ряд акустических систем, специально спроектированных для установки вплотную к стенам или углам помещений, то все остальные колонки (полочные и напольные) наилучшим образом звучат на удалении от задней и боковых стен. В зависимости от конкретного производителя рекомендуемое удаление от стен варьируется от 30 см до 1,5-2 метров и в большинстве случаев указывается в инструкции по эксплуатации. Казалось бы, всё просто – устанавливаешь акустические системы согласно предписаниям производителя и наслаждаешься музыкой, но на практике возникают противоречия. Дело в том, что не каждый имеет возможность воткнуть пару колонок посередине комнаты, особенно если она по совместительству является гостиной или спальней. Так рождаются различные компромиссы, предполагающие чуть менее правильную расстановку колонок, в жертву которой частично приносится ровный тональный баланс, сцена и пр. Возвращаясь к вопросу акустического оформления, стоит отметить, что закрытые колонки чуть менее чувствительны к этим компромиссам, чем, например, колонки с фазоинверторами, пассивными излучателями или трансмиссионными линиями. Закрытые колонки тоже стоит расставлять правильно, но при отсутствии такой возможности звучание пострадает чуть меньше. Объясняется это просто – у закрытых колонок бас, как правило, более чёткий и управляемый, а приближение колонок к стенам и углам в первую очередь влияет именно на нижний регистр, который становится более увесистым и может начать доминировать. Там, где другие колонки могут загудеть, закрытые имеют небольшой шанс удержаться от этой напасти.

Фазоинверторное акустическое оформление является самым распространённым. Изначально фазоинверторное оформление появилось не для повышения качества звучания акустических систем, а в качестве своеобразного компромисса, позволяющего делать акустические системы более компактными (по сравнению с закрытыми колонками) при сохранении их низкочастотного потенциала. Попутно с этим, фазоинвертор решал вторую проблему, которой являлись большие низкочастотные динамики, позволяя «выжимать» больше баса из динамиков меньшего размера. Теорию удалось воплотить на практике. Колонки действительно стали гораздо компактнее и привлекательнее для рядового пользователя (так как они занимали значительно меньше места), а низкие частоты остались столь же весомыми, вот только качество этих низких частот стало несколько ниже. Такая же ситуация как с заменителем сахара – вроде также сладко, но что-то всё-таки не так… Дело в том, что при воспроизведении нижнего регистра закрытыми колонками мы слышим истинный чёткий и правильный бас, воспроизводимый именно динамиками. В случае наличия фазоинвертора лишь часть баса качественно воспроизводится самим динамиком, а вторая часть «вытягивается» фазоинвертором и именно эта фазоинверторная часть не лучшим образом влияет на чёткость низких частот. Фазоинвертор даёт количество, которое не всегда отвечает качеству (но бывают и исключения). На самом деле всё не так плачевно, как может показаться на первый взгляд. Фазоинвертор не всегда так уж и плох.

Давайте подробно разберёмся, что к чему. Типичный фазоинвертор представляет собой трубу определённого сечения и определённой длины. Именно от длины и диаметра трубы зависит частота, на которую настроен фазоинвертор. За счёт подбора этих двух параметров в фазоинверторе формируется определённая масса воздуха, которая резонирует на определённой частоте, на которую настроен фазоинвертор. Именно тут и кроется секрет победы или провала. Если фазоинвертор настроен на частоту, которую сам динамик воспроизводит очень плохо (свойственно маленьким динамикам), то именно звук фазоинвертора будет доминирующим, а звучание баса более размытым, смазанным, расплывчатым и рыхлым. Если же фазоинвертор настроен так, чтобы компенсировать небольшой спад уровня низких частот, с которыми динамик сам справляется не плохо, то тут мы, напротив, оказываемся в выигрыше (фазоинвертор лишь немного подыгрывает НЧ-динамику, а не выполняет за него его работу). Приведённое описание принципа работы фазоинвертора является максимально упрощённым и очищенным от лишних технических подробностей, но этого вполне достаточно для того, чтобы примерно понять, что от чего зависит.

Итак, фазоинвертор помогает сделать колонки более компактными без потери в нижнем регистре, но даже тут не нарушается основной принцип – чем больше колонка и крупнее динамики, тем больше баса она способна выдать, и тем правильнее он прозвучит. Иными словами, если перед Вами колонки со скромным диаметром динамика, но при этом с большим фазоинвертором и шикарной заявленной нижней граничной частотой, то скорее всего этот «шикарный» бас будет весьма сомнительного качества с точки зрения точности, упругости и напористости. Если же действительно хочется получить мощные и честные низы, то стоит задуматься о более крупных колонках с более крупными НЧ-динамиками. Несмотря на то, что законы физики не обмануть, некоторым производителям удаётся создавать весьма басовитые и хорошие компактные громкоговорители, в то время как другие умудряются сделать весьма бестолковые крупные колонки. Исключения из правил есть всегда.

Фазоинвертор на передней панели акустики

Направление фазоинвертора не менее важная деталь, не учитывать которую будет ошибкой. Как правило, порт фазоинвертора имеет три варианта выхода – вперёд, назад и вниз. Если Вы не стеснены в пространстве и можете себе позволить устанавливать колонки правильно (в соответствии с рекомендациями производителя), то в этом случае учитывать расположение фазоинвертора не обязательно. Производитель уже всё продумал, измерил и учёл в рекомендациях, соблюдая которые шанс совершить ошибку существенно уменьшается. Если же Вы вынуждены идти на некоторые компромиссы при установке колонок (в частности, устанавливать их к станам ближе положенного), то в этом случае на выход фазоинвертора лучше обратить внимание.

Фазоинвертор на задней панели акустики

Наиболее распространённым вариантом является расположение фазоинвертора на задней панели акустических систем. Несмотря на такую популярность, именно этот вариант наименее предпочтителен, в случае если Вы вынуждены устанавливать колонки близко к стенам. Чем ближе к стенам, тем больше перекос тонального баланса, а при максимально близкой установке фазоинвертор и вовсе начнёт бубнить и пыхтеть, а бас станет гудящим и доминирующим. Выход фазоинвертора вперёд и вниз не является панацеей, но оба эти варианта создают меньше проблем в случае, если близкой установки к стенам не избежать.

Фазоинвертор с выходом в пол

Пассивный излучатель (пассивный радиатор), грубо говоря, является своеобразным улучшенным вариантом фазоинвертора. Суть и цель те же самые (компактные размеры корпуса и максимум баса из НЧ-динамиков), но другая реализация. Пассивный излучатель – это динамик, из которого удалено всё кроме диффузора и корзины, в которой он установлен. Иными словами, из него удалены магнитная система (магнит) и звуковая катушка, а сам динамик ни к чему не подключён и звуковой сигнал на него не поступает. В упрощённом понимании система работает по аналогии с фазоинвертором, но вместо резонирующей массы воздуха в трубе фазоинвертора в пассивном излучателе резонирует диффузор пассивного излучателя. При правильном подборе диаметра диффузора и массы его подвижной системы пассивный излучатель будет должным образом реагировать на перемещение низкочастотного драйвера и подыгрывать ему.

 

При прочих равных, акустические системы с пассивным излучателем звучат более качественно по сравнению с фазоинверторными колонками. Нижний регистр воспроизводится точнее и чище. Кроме того, полностью отсутствуют посторонние призвуки (пыхтение и шумы от входящих/выходящих потоков воздуха) присущие фазоинверторному оформлению. При выборе акустики с пассивным излучателем стоит учитывает его расположение по аналогии с расположением фазоинвертором. Пассивный излучатель может быть спереди, сзади, с выходом в пол или в бок.

Трансмиссионная линия (акустический лабиринт) с опаской можно назвать ещё одним направлением развития фазоинвертора, хотя общего тут совсем мало. Внутри корпуса акустических систем с трансмиссионной линией расположен извилистый лабиринт, образованный при помощи поперечных перегородок корпуса. Как правило, стенки получившегося лабиринта демпфируются звукопоглощающими материалами. Чем длиннее извилистый лабиринт внутри корпуса – тем ниже минимальная воспроизводимая частота.

 

Трансмиссионная линия позволяет получить весьма неплохие результаты в виде очень достойного звучания нижнего регистра. При этом стоит отметить, что недостатков и паразитных призвуков, присущих фазоинверторному оформлению, тут тоже не наблюдается.

Рупорное акустическое оформление, пожалуй, единственное из всех оформлений, не преследующее своей целью каким-либо образом оказывать влияние на воспроизведение низких частот. У рупора имеется своя вполне конкретная цель, связанная с повышением чувствительности колонок. Установка рупоров перед динамиками позволяет повысить чувствительность колонок, а, следовательно, даёт возможность использования усилителей меньшей мощности. Именно это и стало причиной появления рупора в далёком прошлом, когда все усилители были весьма маломощными.

В настоящее время рупор уже не является объективно необходимым, но тем не менее часть производителей всё ещё используют его в своих акустических системах. Размер рупора сильно зависит от воспроизводимой частоты. Так, например, рупор для твитера имеет сравнительно скромные размеры, в то время, как рупор для большого басового динамика может занимать половину комнаты. Именно эта зависимость привела к тому, что в настоящее время в большинстве случаев рупорное оформление применяется в области высоких частот (рупор ставится перед твитером), весьма редко его можно встретить на среднечастотных динамиках и лишь считанные производители ставят его на низкочастотные динамики. Учитывая такой «частично рупорный» подход, производители совмещают его с другими видами акустических оформлений (часто с фазоинвертором). Например, рупор на твитере, а фазоинвертор для НЧ-динамика.

Рупорное оформление твитера (высокочастотного излучателя)

При выборе рупорных акустических систем стоит учитывать ряд их особенностей и требований к установке. Кроме повышения чувствительности, рупор повышает направленность колонок. Частотный диапазон, на котором установлен рупор (на твитере, на СЧ-динамике и пр.), меньше рассеивается в разные стороны от оси динамика, и если поставить колонки прямо без разворота в сторону слушателя, то эта часть частотного диапазона будет слышна хуже. Проще говоря, рупорные колонки необходимо разворачивать в сторону слушателя (угол разворота либо рекомендуется производителем, либо подбирается на слух), а если такой возможности нет, то стоит отказаться от приобретения рупорных акустических систем. Справедливости ради стоит отметить, что большинство колонок вне зависимости от вида акустического оформления звучат лучше при небольшом развороте в сторону слушателя, но именно для рупорных акустических систем это требование является особо важным. Если пренебречь этим, то нарушится тональный баланс, «размоется сцена», пропадёт фокусировка стерео образов. Причём, если рупор стоит не только на твитере, но и на СЧ-динамике, то направленность становится ещё сильнее.

Рупорное оформление высокочастотного и среднечастотного динамиков

Ещё одним важным моментом является, так называемый, «рупорный окрас» звучания. Об этом явлении стоит помнить лишь в случае наличия рупора на СЧ- и НЧ-динамиках, так как на твитерах он практически незаметен. Учитывая субъективность этого явления, мы не будет пытаться описывать, в чём именно это выражается, а лишь ограничимся советом не покупать рупорные колонки вслепую, опираясь лишь на рекомендации «знающих» людей и жителей различных форумов. Приобретать рупорные колонки с рупором на средних частотах стоит лишь после прослушивания.

Полностью рупорная акустическ

НЧ-динамики

: компоненты динамика Madisound

  • Сервисы
    • Служба дизайна кроссоверов
    • Контрольный список для ремонта динамика
    • Замена динамика
    • Модернизация динамиков
    • Восстановление громкоговорителей
    • Компании по ремонту акустических систем
  • Обзоры
  • Стоимость доставки
  • Бренды
  • Логин
  • Регистр
Моя тележка
  • Логин
  • Регистр
  • Моя корзина: 0 товаров ($ 0.00)
  • Касса
  • Новые продукты
  • Скидки
  • Ампер
  • Детали шкафа
  • Запчасти для кроссоверов
  • Образование
  • Драйверы динамиков
  • Комплекты динамиков
  • Клеммы
  • Провод
  • Окончание провода
  • новые продукты
  • Специальные
  • Амперы
  • Части шкафа
    • Акустическое демпфирование
    • Клей
    • Перегородки для шкафов MD
    • Шкафы
      • Факелы / Порты / Вентиляционные отверстия
      • Ткань для гриля
      • Крепеж для гриля
      • Магниты
      • Монтажные пластины
      • Руководства по маршрутизаторам
      • Винты
        • Винты для полировки Black Ox & Wax
        • Болты и гайки
      • Крепления для динамиков
      • На цыпочках / ступнях
    • Запчасти для кроссоверов
      • Собранные кроссоверы
      • Конденсаторы
        • Конденсаторы Бенника
        • Конденсаторы Carli
        • Крышки ClarityCap
        • Конденсаторы Fostex
        • М.D.L. Конденсаторы
        • Конденсаторы Mundorf
        • Солен-конденсаторы
        • Избыточные конденсаторы
      • Платы
      • Дизайн кроссовера
      • Цифровые сигнальные процессоры (DSP)
      • Индукторы
        • Индукторы Goertz из медной фольги 12 AWG
        • Медные фольговые индукторы Goertz 14 AWG
        • Индукторы Solen Perfect Lay 14 AWG
        • Стальные ламинатные индукторы с кувалдой 15 AWG
        • Медно-фольговые индукторы Гертца 16 AWG
        • Индукторы Madisound Sidewinder 16 AWG
        • Индукторы Madisound с воздушным сердечником 19 AWG
        • Индукторы Madisound с воздушным сердечником 20 AWG
      • Г-образные колодки и аттенюаторы
      • Резисторы
        • Резисторы с проволочной обмоткой 5 Вт
        • Mundorf CopperNickel 10 Вт
        • Резисторы Eagle 10 Вт
        • Резисторы Mundorf MOX 10 Вт
        • Резисторы с проволочной обмоткой 10 Вт
        • Резисторы с проволочной обмоткой на 15 Вт
        • Резисторы Mundorf M-Resist мощностью 20 Вт
        • Резисторы с проволочной обмоткой 25 Вт
      • Припой
    • Образование
      • Дизайн кроссовера
      • Программное обеспечение / оборудование
      • Книги о спикере
    • Динамики
      • Автозвук
        • Авто коаксиалы
        • Комплекты автоматических динамиков
        • Автоматические твитеры
        • Автоматические НЧ динамики
        • Eton Auto Sound
      • Бас-шейкеры
      • Коаксиальный
      • Драйверы для динамиков полного диапазона
        • Прибл. 1 «полный диапазон
        • Прибл. 2 дюйма, полный диапазон
        • Прибл. 3 дюйма, полный диапазон
        • Прибл. 4 дюйма, полный диапазон
        • Прибл. 5 дюймов, полный диапазон
        • Прибл. 6 дюймов, полный диапазон
        • Прибл. 8 дюймов, полный диапазон
      • Среднечастотные драйверы
        • Приблизительно 2 дюйма среднечастотного диапазона
        • Приблизительно 3 дюйма среднечастотного диапазона
        • Приблизительно 4 дюйма среднечастотного диапазона
        • Прибл. 5 «среднечастотный диапазон
        • Прибл. 6 «среднечастотный диапазон
        • Прибл. 8-дюймовые средние частоты
      • Пассивные радиаторы
      • Профессиональные звуковые колонки
        • SB Audience Pro Sound
        • Audax Pro Sound
      • Сабвуферы
        • Приблизительно 9-дюймовые сабвуферы

    Дипольный НЧ-динамик

    | Самостоятельное создание | Главная панель | НЧ-динамик с диполем | НЧ-динамик с диполем 2 | Диполь Низкочастотный динамик 3 | Кроссовер / эквалайзер | Принадлежности |
    | Системный тест | Дизайнерские модели | Прототипы | Активные фильтры | Окружение | FAQ |

    Все размеры указаны в дюймах, если не указано иное.(1 дюйм = 25,4 мм)
    Для строительства используйте балтийскую фанеру толщиной 0,75 и 0,5 дюйма. структурная прочность.

    A — Боковая панель (2x), 19 дюймов x 13 дюймов x 0,5 дюйма
    Корпус может быть обернут акустически прозрачной непрозрачной тканью. стороны.

    B — верх, 19 дюймов x 16 дюймов x 0,5 дюйма
    Панель может быть обработана по краям и верхней поверхности для косметики.

    C — снизу, 19 x 16 x 0,5 дюйма, с винтом отверстия, если они сделаны съемными.
    Видимые края панели могут быть обработаны.

    D — Перегородка (2x), 14,5 x 13 x 0,75 дюйма, одна Отверстие диаметром 11,25 дюйма с углублением диаметром 12,5 дюйма и глубиной 0,25 дюйма, 8 отверстия для винтов.

    E — Прокладка, 13 дюймов x 3 дюйма x 0,75 дюйма.
    Все прокладки приклеить и прикрутить к сопрягаемым поверхностям.

    F — распорка, 13 дюймов x 5,75 x 0,75 дюйма

    G — Прокладка, 13 дюймов x 4,75 дюйма x 0,75 дюйма

    H — 12-дюймовый драйвер, Madisound 1252 DVC — 12-дюймовый НЧ-динамик с двойной звуковой катушкой.

    Апрель 2002 Примечание:
    Драйверы 1252DVC и X6100 больше не доступны. Выберите либо Woofer2, либо Woofer3 в качестве альтернативы. Им требуется шкаф шириной более 16 дюймов, из-за более крупных магнитных структур.

    Драйвер крепится к перегородке с помощью металлических винтов и самоконтрящихся гаек. Это утомительная операция, когда шкаф полностью собран. Рассматривать оставить нижнюю часть корпуса C съемной или прикрепить драйверы к их перегородки при сборке шкафа.Используйте уплотненную ленту из вспененного материала. между металлической корзиной и деревом.
    Некоторые драйверы могут гудеть из-за краевого крепления узла магнита к корзина. Это сложно определить до того, как дипольный вуфер будет готов. Чтобы Избегайте этого, нанесите толстую полоску герметика и клея Silicone II на зазор. между магнитом и корзиной.
    Сменный низкочастотный динамик более высокого качества и без потенциальной проблемы с шумом — одиночная звуковая катушка Gefco X6100 вуфер.Он построен с более прочной корзиной и не пеноматериалом. Водитель больше не доступен на Madisound. Перед выбором других драйверов см. FAQ4. и вуфер2. Я с тех пор нашли реальную альтернативу, если вы хотите построить многослойный НЧ-динамик для большего выход, который обычно принимает четыре 1252DVC, см. Woofer3.
    Ширина корпуса 16 дюймов — результат работы водителя. размеры и усилие по минимизации габаритных размеров дипольного вуфера. я Считайте небольшие трудности сборки достойным компромиссом.Существует дополнительное преимущество для выбранного расположения драйверов. Направление движения конуса такова, что механические силы нейтрализуются, а вибрация минимальна. переносится на внешние поверхности шкафа для возможного повторного излучения. Сила отмена важна из-за больших экскурсий по конусу, необходимых для дипольный режим и связанные с ним большие силы реакции. — Ссылка 4, theory.gif, spl_max1.xls
    Два драйвера подключены в параллели.На каждом 1252DVC последовательно соедините две обмотки звуковой катушки. (красный на черный), затем подключите два драйвера параллельно, учитывая их двухтактный режим (красный — черный, черный — красный). Проверка с помощью D-элемента, 1,5 В аккумулятор, чтобы оба конуса двигались навстречу друг другу, если смотреть спереди шкаф, когда положительный полюс батареи подключен к положительному клемма вашей проводки. Один конус выходит из магнита, а другой конус переходит в него.

    Низкочастотный динамик является направленным с cos (углом) или восьмерка. Отклик на 3 дБ ниже 45 0 вне оси. При установке рядом с боковыми стенками вуфер может потребоваться наклонить. к месту прослушивания.

    НЧ-динамик требует электронного эквалайзера 6 Спад частотной характеристики дБ / октава из-за звука спереди назад отмена. | Кроссовер / эквалайзер |
    Вы найдете измеренные данные частотной характеристики на | Система Тест | стр.
    и ответы на ряд вопросов, связанных с НЧ-динамиками по | часто задаваемые вопросы | страница.Акустическая теория вуферов с открытой перегородкой | дизайн Модели | страница.

    | Самостоятельное создание | Главная панель | НЧ-динамик с диполем | Кроссовер / эквалайзер | Принадлежности |
    | Системный тест | Дизайнерские модели | Прототипы | Активные фильтры | Окружение | FAQ |

    Тестер НЧ-динамиков 2

    — доступен в Smith & Larson Audio —
    Woofer Tester 2 (WT2) от Smith & Larson Audio — доступный инструмент, который измеряет параметры Thiele-Small (T-S) динамиков с профессиональной точностью.Помимо низкочастотных динамиков , он также может измерять многие среднечастотные динамики и высокочастотные динамики . Он состоит из двух частей: (1) тестовый модуль, который подключается к USB-порту вашего компьютера, и (2) программное обеспечение для управления тестовым модулем. Тестовый модуль небольшой, очень портативный и питается от порта USB (батарейки или адаптер переменного тока не требуются и не входят в комплект). Он имеет привод с истинным источником тока с плавно регулируемым синусоидальным выходом от 1 Гц до 20 кГц и может измерять импеданс и фазу с точностью до 0.01 Ом и 0,1 градуса. Он одинаково «дома» на испытательном стенде с настольным ПК или в полевых условиях с ноутбуком. Прочтите, чтобы узнать о его многочисленных возможностях.

    Простое тестирование с помощью одной кнопки
    Программное обеспечение WT2 разработано как для простоты, так и для эффективности. Большинство тестов можно выполнить нажатием одной кнопки на экране. Например, нажмите кнопку «Q, Fs test», обведенную ниже, чтобы проверить Qms, Qes, Qts и Fs драйвера.Водитель Ле тоже будет размеренным.

    Обратите внимание на то, что характеристика импеданса драйвера отображается после теста. График также служит для индикации прогресса во время теста.

    Нажмите кнопку «Vas Test», обведенную ниже, чтобы проверить Vas водителя. Откроется небольшое диалоговое окно, показанное вверху ниже, в котором вы можете выбрать один из четырех методов тестирования: (1) Дельта-масса, (2) Закрытый ящик, (3) Вентилируемый ящик и (4) Эффективность и Sd. Также требуется ввести диаметр поршня или площадь привода.Первый метод (Delta Mass) очень прост в использовании, когда водитель лежит на спине, потому что вы можете использовать монеты для увеличения массы, поскольку большинство монет имеют известный вес. Например, никели в США очень близки к 5 граммам каждый, и описание в диалоговом окне дает некоторые рекомендации относительно того, сколько никелей следует использовать для низкочастотных динамиков разного размера. Второй и третий методы (закрытый ящик и вентилируемый ящик) являются методами «дельта-соответствия». Последний метод (Efficiency и Sd) полезен при тестировании твитеров и драйверов сжатия.

    В дополнение к Vas, «Vas Test» также измеряет BL, Mms, Cms, Rms водителя, эффективность, чувствительность, Krm, Erm, Kxm и Exm.

    WT2 также обеспечивает анализ вентилируемого блока нажатием одной кнопки, чтобы определить его эффективный объем (Vb) и частоту настройки (Fsb).

    Измерение и моделирование частотно-зависимого реактивного сопротивления Rem / Xem
    WT2 предлагает альтернативный метод определения параметров T-S с использованием подбора кривой Rem / Xem для измерения «голого» контура резервуара T-S.Он может создавать превосходную модель T-S и симуляцию для более крупных драйверов, таких как вуферы и сабвуферы. Начальные значения Rem и Xem определяются во время «теста Q, Fs». Они уточняются во время «Vas Test».

    Измерение резисторов, катушек индуктивности и конденсаторов
    Обратите внимание на изображениях ниже, что в WT2 есть раздел «Показания измерителя» (обведен красным на каждом рисунке). Он обеспечивает мгновенное считывание импеданса (Zspkr) любой нагрузки, подключенной к испытательному модулю.Поскольку импеданс представляет собой «сложную» характеристику, состоящую как из «реальной», так и «мнимой» частей, в разделе «Показания измерителя» сопротивление также разбивается на реальные (R) и мнимые (I) значения и отображается фазовый угол (фаза). что результаты. На основе этих реальных и мнимых значений он определяет, является ли реактивное сопротивление нагрузки в первую очередь индуктивным или емкостным, и отображает индуктивность (L) или емкость (C) внизу. Это очень мощный инструмент, который позволяет вам измерять различные устройства, включая резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы.

    В трех приведенных выше примерах к WT2 были подключены резистор 10 Ом, катушка индуктивности 14 мГн и конденсатор 200 мкФ, так что вы можете увидеть результаты измерений выше. Также обратите внимание, что вы можете получить резистивную составляющую катушек индуктивности (DCR) и конденсаторов (ESR) из «реальных» (R) показаний. В приведенных выше примерах индуктивность измерялась 14,288 мГн и имела DCR 0,512 Ом. Конденсатор имел емкость 209,134 мкФ и ESR 0,322 Ом.

    Измерение индуктивности акустических кабелей и измерительных проводов
    Используя те же «показания измерителя», которые описаны выше, вы можете измерять другие устройства.Например, вы можете измерить индуктивность акустических кабелей, измерительных проводов и т. Д. Кроме того, вы можете построить график зависимости полного сопротивления и фазы от частоты и наблюдать влияние индуктивности на более высоких частотах. Это отличный инструмент при оценке провода динамика.

    Измерьте нелинейность параметров T-S по сравнению с уровнем возбуждения
    По своей природе некоторые динамики не очень линейны. Лучшие из них являются разумно линейными в максимально широком диапазоне отклонений, но по мере увеличения отклонения и растяжения подвески, податливость (Cms) почти всех драйверов будет меняться, и это также изменяет их резонанс (Fs).WT2 предоставляет способ измерить часть этого изменения, чтобы вы могли выбрать лучшие драйверы с наибольшей линейностью (наименьшее изменение). Для этого WT2 измеряет 10 наборов параметров T-S в открытом воздухе, в то время как выходной сигнал постепенно понижается до 1/100 своего начального значения. Он использует предыдущие базовые измерения для получения параметров, касающихся соответствия. Таблица, аналогичная показанной ниже, создана для отображения параметров T-S, измеренных при каждом приращении выходного напряжения.

    Драйверы для упражнений
    Когда большинство динамиков сходят с конвейера, их подвеска обычно немного жесткая.Перед измерением параметров T-S лучше всего потренировать водителя «обкатать» его подвеску. Для этого WT2 имеет линейный аудиовыход. Просто подключите линейный выход WT2 к соответствующему входу усилителя мощности (не входит в комплект) и подключите драйвер динамика к выходу усилителя. Затем установите желаемую частоту и выходной уровень с помощью кнопок, обведенных ниже. Примечание. Обычно лучше предварительно измерить драйвер, чтобы определить его приблизительные значения F, а затем установить WT2 на эту частоту во время периода обкатки.

    Верхняя кнопка в круге используется для установки частоты, на рисунке она установлена ​​на 50 Гц. Вторая кнопка в кружке используется для установки уровня выходного сигнала, на рисунке он установлен на 40%. Последняя кнопка в нижней части круга используется для включения и выключения сигнала (отключение / включение звука).

    Вычислите информацию, необходимую для создания ваших собственных индукторов с воздушным сердечником
    WT2 включает в себя удобный инструмент «Конструирование индуктора с воздушным сердечником», показанный ниже, который поможет вам разработать индуктор с воздушным сердечником.Введите желаемую индуктивность в мкГн (микрогенри), внутренний диаметр, высоту, калибр провода, толщину изоляции провода и температуру, а остальное программа рассчитает.

    В диалоговом окне «Конструирование индуктора с воздушным сердечником» рассчитывается общее количество витков провода, сопротивление постоянному току (DCR), внешний диаметр, количество слоев, витков на слой, общая длина и вес провода.

    Оценка площади и эффективного диаметра овальной отвертки
    Одним из требуемых входных данных для «Vas Test» является либо диаметр поршня (Diam), либо площадь (Sd) драйвера.Диаметр легко измерить, если поводок круглый. Площадь легко измерить и рассчитать, квадратный или прямоугольный драйвер. Но что делать, если драйвер имеет овальную форму? Ответ — использовать инструмент WT2 «Найти площадь и эффективный диаметр …», показанный ниже. Просто введите самый длинный (большой) и самый короткий (второстепенный) размеры поршня, и WT2 оценит площадь привода на основе эллипса и оценит его эффективный диаметр (как если бы привод был круглым).

    Моделирование
    WT2 предлагает множество способов моделирования драйвера и коробки с помощью диалогового окна «TS Entry», показанного ниже.Моделирование драйвера может быть полезно, когда вам нужно восстановить поврежденный драйвер и вы хотите увидеть эффекты нового конуса. Это также может быть полезно для разработчиков драйверов, которые хотят настроить характеристики драйвера для достижения желаемого отклика.

    Имитация бокса может быть полезна всякий раз, когда вы хотите смоделировать реакцию моделируемого или измеренного драйвера в закрытом боксе, вентилируемом боксе или бесконечной перегородке. В дополнение к обычным параметрам бокса, таким как громкость бокса (Vbox) и настройка (Fbox), симуляция бокса также позволяет вам управлять параметрами Qport, Qbox, Qleak и Qloss для имитации различных видов потерь, возможных в боксе.

    График «Наложение данных» дополняет диалоговое окно «Ввод TS». Он позволяет отображать результаты моделирования и измерений. Пользователь может выбрать моделирование и / или измерения для включения в график, как показано в двух примерах ниже.



    Кроме того, диалоговое окно «TS Entry» предоставляет базовую опцию «Room Boost», позволяющую пользователю добавить приближение усиления низких частот, характерное для некоторых акустических пространств.

    Включает множество выходов
    WT2 предлагает множество способов сохранения или экспорта данных из программы.Данные могут быть сохранены в собственном формате файла «woo». Эти файлы можно загрузить снова позже, чтобы вернуться к предыдущей настройке / измерению. Данные можно экспортировать в файлы ASCII, BassBox и LMS. Данные и графики, отображаемые на экране, также можно распечатать.

    Регулируется в соответствии с атмосферными условиями
    На испытания динамиков могут влиять условия окружающей среды, такие как температура воздуха, относительная влажность и давление воздуха. Диалоговое окно «Установить атмосферные условия», показанное ниже, позволяет вам настроить WT2 для этих условий.

    Совместимость
    Меню «WooFile» включает команду «Экспорт в BassBox», которая создает файл данных T-S, который может быть импортирован BassBox Pro и X • over Pro. Это делает очень удобным импорт измеренных параметров в наши профессиональные программы для проектирования акустических систем. Примечание: BassBox Lite не имеет такой возможности импорта, но относительно легко ввести измеренные параметры вручную.

    Woofer Tester 2 включает:
    Измерительный (тестовый) модуль WT2 с кабелем USB, два тестовых кабеля с зажимами типа «крокодил» на одном конце, банановый разъем с калибровочным резистором 10 Ом и диск CD-R с программным обеспечением WT2.

    Системные требования
    Microsoft® Windows® Vista, XP, 2000, Me или 98SE и совместимый компьютер, свободный порт USB 1.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *