Классификация антифризов по группам таблица: Антифриз: красный, зеленый, синий – в чём разница и какой лучше заливать?

Содержание

Классификация антифриза по цвету и составу. Описание классов охлаждающих жидкостей.

Цвет антифриза может быть каким угодно. Он ничего не говорит о качестве и классе охлаждающей жидкости. Однако игнорировать окрас хладагента для двигателя тоже нельзя.

В Европе и России действует классификация VolksWagen:

  • G11 — зеленый
  • G12 — красный
  • G13 — желтый, оранжевый (ранее G12+), фиолетовый (составы, разработанные после 2012 года)

Выбирать антифриз только по цвету — неправильно. Если европейские и японские производители еще придерживаются какой-то системы в окрасе, то американцы красят антифризы как придется. Поэтому первым критерием выбора должен быть класс охлаждающей жидкости.

Кроме того, современные антифризы различаются составом присадок и могут быть: традиционными, лобридными, карбоксилатными и гибридными.

Разновидности антифризов

Традиционный антифриз морально устарел и не пригоден для первой (заводской) заправки автомобиля.

Неорганические ингибиторы «традиционников» портятся меньше, чем за 2 года и плохо переносят температуры выше 108 °С.

Силикаты в составе традиционных охлаждающих жидкостей покрывают стенки трубок системы охлаждения и снижают эффективность охлаждения двигателя.

Классический представитель этого класса — «Тосол».

Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Составы рассчитаны на любой тип радиатора. Помимо охлаждения задачей гибридного антифриза является защита от коррозии. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот.

Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается.

Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен».

G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля.

Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине.

Требования экологов заставляют производителей искать новые формулы антифризов. Фиолетовая жидкость G13 — тестовый состав без финальной формулы.

На фото ниже два антифризма Motul, синий и оранжевый. Синяя жидкость относится к классу G11, оранжевая имеет допуск G12/G12+. На канистре или в описании к охлаждающей жидкости производители обычно указывают все допуски для своей автохимии.

Например, Motul Inugel Expert имеет следующие сертификации:

  • OEM Group OEM Specification
  • Berh Berh
  • BMW BMW GS 9400
  • Cummins Cummins 85T8-2
  • Daimler Chrysler MS-7170
  • Daimler Mercedes-Benz MB 325.0
  • Daimler Mercedes-Benz MB 325.2
  • Fiat Fiat-Lancia Fiat 9. 55523
  • Fiat lveco lveco standard 18-1830
  • Ford Ford ESO-M97B49-A
  • Ford Volvo Cars 128 6083 I 002
  • General Motors Opel- GM QL 130100
  • General Motors Saab 6901 599
  • Jl Case Jl Case JIC-501
  • Lada Lada/Avtovaz TTM VAZ 1.97.717-97
  • MAN MAN 324 typ NF
  • MAN MAN Steyr MAN 324
  • MTU MTU MTL 5048
  • Perkins
  • Porsche Porsche TL-774C=G11
  • Saturn Saturn
  • Tata Motors Land-Rover
  • VolvoAB Volvo Trucks 128 6083 I 002
  • VW (VAG) Audi TL-774C=G11
  • VW (VAG) Seat TL-774C=G11
  • VW (VAG) Skoda TL-774C=G11
  • ASTM Standards ASTM 03306 I 04656 I 04985
  • British Standards BS 6580
  • French Standards NFR 15-601
  • FVV Standards Germany FVV Heft R443
  • Japanese Standards JASO M325
  • Japanese Standards JIS K2234
  • Korean Standards KSM 2142
  • MIL Standards MIL-Belgium BT-PS-606 A
  • MIL Standards MIL-France OCSEA 6151C
  • MIL Standards MIL-Italy EIL-1415b
  • MIL Standards MIL-Norway FS 6850-0951
  • MIL Standards MIL-Sweden FSO 8704
  • NATO Standards NATO S-759
  • SAE Standards SAE J1034
  • Swiss Fed. Lab Empa

Полезная информация

Весь бывший СССР производители автохимии относят к Европе, поэтому у нас действует европейская система классификации антифризов. Точнее даже, не европейская, а VAGовская. Это те самые классы G11-G13, о которых говорилось выше.

Японские антифризы тоже делятся по цвету, но окраска означает температуру замерзания, а не состав или класс. Красный «японец» держится до -30 градусов, зеленый — до -25, желтый — до -20.

В США цветовая политика отсутствует. В основном это красные и зеленые жидкости, содержащие нитриты. Нитритные антифризы запрещены к применению в Европе. Ближайшие заменители «американцев» — карбоксилатные антифризы G12/13.

Российский «Тосол» бывает синим (рабочая температура до -40), зеленым (под стандарт G11), красным (рабочая температура до -50).

Можно ли смешивать антифризы

Цвет не влияет на допустимость или недопустимость смешивания. Смешивать можно только одинаковые по составу и классу антифризы. Даже если один синий, а второй желтый. Главный критерий совместимости двух жидкостей: набор присадок. Нельзя лить в жидкость с карбоновой кислотой силикатный или фосфатный антифриз. Произойдет химическая реакция, и систему охлаждения забьют хлопья и осадок. Придется ехать в автосервис промывать!

Рекомендуется не доливать антифриз новым составом другой марки, а полностью заменять старую жидкость на новую.

Зачем антифризу цвет

Обращайте внимания на цвет антифриза после поездок. Если жидкость становиться бурой или темнее, то в системе охлаждения много накипи и ржавчины. Когда цвет становится желтоватым или просто бледнеет, то стоит проверить двигатель на перегрев.

Цвет антифриза помогает определить утечку в радиаторе или магистралях охлаждения.

Если оставить антифриз неокрашенным, то он будет напоминать простую воду. И кто-нибудь может просто спутать жидкость и сделать роковой глоток.

Охлаждающая жидкость — ядовита!

Информация по теме:

G11 или G12. Разновидности, классификация и совместимость антифризов.

1. Разновидности технологии изготовления антифризов.

Сегодня мы рассмотрим такой немаловажный вопрос, как совместимость антифризов. Дабы отсечь несерьёзное отношение к этому вопросу, скажу, что попытка смешать несовместимые охлаждающие жидкости (те же антифризы G11 и G12) наверняка сильно уменьшит ресурс вашего двигателя, превратив его из исправно работающего в работающий в условиях перегрева, что означает бо́льший износ и более активную коррозию. Для отличия «похожих» от «непохожих» существует классификация антифризов, не нормативная, но общепринятая.

Начнём с перечисления разновидностей антифризов. Всего их четыре типа и различаются они только составом и принципом действия пакета присадок. Основа же практически у всех одинаковая: этиленгликоль (он же МЭГ) и вода. В статье о составе и свойствах антифриза можно почитать более подробно.

Особенно интересна она будет любителям дешёвого тосола.

Итак, антифризы (к которым относится и тосол) делаются по 4 технологиям:

  • «традиционной»
  • гибридной
  • карбоксилатной
  • лобридной

Все они появлялись по мере совершенствования химической науки, то есть стоят в ряду от самого устаревшего (читай, плохо работающего) к самому современному. Критерием хорошей работы здесь является срок службы антифриза до замены и отсутствие негативного воздействия на автомобиль.

2. Традиционная технология (IAT).

Традиционная технология подразумевает использование неорганических присадок, таких как силикаты, амины, нитраты, нитриты, бораты, фосфаты. Основным недостатком этих присадок является их быстрая истощаемость. Куда они деваются? Принцип их работы заключается в том, чтобы покрыть всю систему охлаждения тонким слоем, препятствующим коррозионному воздейсвию этиленгликоля и воды. Хотя, как мы увидим ниже, слой не такой уж и тонкий, если сравнивать с OAT-присадками.

Именно этим фактом и обуславливается малый срок службы антифризов, сделанных по традиционной технологии (также может называться, Classic, Conventional, Inorganic Acid (Additives) Technology (IAT)). Кроме этого, например, силикаты образовывают гель, абразивные частицы, которые ухудшают теплоотдачу и разрушают крыльчатку помпы. Нитриты также образуют гель и осадок. Фосфаты тоже грешат выпадением осадка, в случае разбавления жёсткой водой могут образовывать накипь, кроме этого являются сильным ядом (как и силикаты, и бораты). Нитраты являются ингибиторами чёрных металлов и с приходом в двигателестроение алюминия потеряли свою актуальность.

Плюс ко всему, антикоррозионная плёнка в качестве побочного эффекта ухудшает теплоотдачу, то есть препятствует выполнению основной функции охлаждающей жидкости.

3. Гибридная технология (HOAT).

Эта технология появилась вслед за традиционной, отличается от неё использованием в качестве присадок карбоновых кислот наряду с неорганическими элементами (в основном с силикатами). Аббревиатура HOAT происходит от сочетания Hybrid-Organic Acid (Additives) Technology. Карбоновые кислоты (или карбоксилаты – соли карбоновых кислот) расходуются в процессе работы гораздо более экономно, обеспечивая гибридным антифризам срок службы около 3 лет (или 150 000 км). Почему, станет ясно из следующего пункта статьи. Ещё один немаловажный момент мы осветим в пункте, посвящённом лобридным охлаждающим жидкостям (поскольку они по составу довольно близко стоят к гибридным).

4. Карбоксилатная технология (OAT).

Логичным развитием охлаждающих жидкостей стала технология, использующая соли карбоновых кислот (Organic Acid (или Additives) Technology) – карбоксилаты. В противоположность неорганике карбоксилаты покрывают плёнкой только сам очаг коррозии, оставляя неповреждённый метал чистым, а значит не ухудшают теплообмен.

Слева силикаты, справа карбоксилаты

И толщина плёнки составляет порядка 1 микрона (т.е. 0,001мм), тогда как неорганические присадки «выпадают» на поверхность защищаемого металла слоем до 500 микрон (т. е. 0, 5мм). Разница огромная, многократно увеличивающая сроки службы такого антифриза. Честно говоря, на сегодняшний день эта технология является наиболее передовой с точки зрения теоретического «антифризостроения», поскольку дальнейшее развитие оказалось возвратом к гибридной технологии под другим названием.

5. «Лобридная» технология (S-OAT, P-OAT и другие).

Замысловатое название дешифруется как low-hybrid, т.е. «малогибридная» технология. То есть это сочетание карбоксилатов с неорганическими компонентами, только неорганики там существенно меньше, чем в гибридной технологии. Например, в фольксвагеновской спецификации G 11 (гибридная технология) количество силикатов ограничено в пределах 500-680 мг/л, а в спецификации G 12++ (лобридная технология) – 400-500 мг/л. В чем же тут фокус? По логике производителей при заливке в новую машину неорганические ингибиторы покрывают всю систему тонким слоем, образуя, так сказать, базовую защиту от коррозии. Поскольку их мало, то

  • во-первых, они расходуются в самом начале работы
  • во-вторых, не успевают нарастить большую толщину плёнки, а значит, несильно ухудшают теплообмен.

И уже после этого в дело вступают карбоксилатные ингибиторы, реагирующие на очаги коррозии, которых, естественно, будет меньше после предварительной обработки неорганикой. Соответственно и хватит карбоксилатов на дольше. Как следствие, антифризы лобридной технологии имеют срок службы сравнимый со сроком службы автомобиля и многими производителями позиционируются как «не требующие замены».

В разных странах и у разных производителей возможен различный состав неорганических ингибиторов, что и выражается в сокращённых названиях используемых ими технологий (Si-OAT силикатно-карбоксилатная, P-OAT – фосфатно-карбоксилатная, и так далее). Суть их от этого не меняется.

А теперь обещанный

«немаловажный момент» о гибридных антифризах. У меня в своё время возник большой вопрос: зачем нужны эти охлаждайки, если есть карбоксилатная технология, и, тем более, лобридная. Я не буду сейчас говорить про удовлетворение спроса на относительно дешёвый антифриз для сильно «поношенного» автопарка (а гибридный антифриз должен стоить существенно дешевле карбоксилатного). Речь пойдёт о таком явлении, как кавитационная эрозия – образование и схлопывание пузырьков пара с постепенным выкрашиванием металлических деталей (если подробнее, читайте статью о составе и свойствах антифризов). Если для легковых автомобилей это вопрос не первой важности и касающийся сохранности крыльчатки помпы, то для двигателей большой мощности (грузовики, карьерные машины, суда, тепловозы и т.д.) эта проблема выходит на первый план ввиду использования в них гильз цилиндра мокрого типа и больших развиваемых мощностей.

Кавитационная эрозия гильзы грузовика в плоскости работы шатуна, который качает гильзу, создавая микроперепады давления, образующие кавитацию.

В системе охлаждения таких двигателей обязательно должны быть антикавитационные присадки, снижающие интенсивность этого процесса в десятки раз, а именно, нитриты, бораты, молибдаты и фосфаты, то есть неорганические соли. В некоторых типах двигателей даже предусмотрено самостоятельное добавление пользователем в антифриз пакетов этих присадок через определённые интервалы работы. Так что в этом сегменте альтернативы гибридным антифризам пока не видно.

6. Классификация VW (G11, G12 и так далее).

Наконец-то мы добрались до пресловутых фольксвагеновских «джи». Эта классификация охлаждающих жидкостей, бесспорно, самая распространённая среди производителей и известная в народе. Наверное, только совсем ленивый антифризодел не рисует на этикетке своей продукции эти самые G11, G12 со своими модификациями.

Вообще говоря, это короткое название имеет право носить только антифриз, успешно прошедший испытания в концерне Фольксваген, что очень недёшево. Некоторые производители выходят из положения видоизменяя этот код так, чтобы он при этом остался узнаваемым. Чаще всего меняют буквы перед цифрами, например, S11, или AG11 и прочее в том же духе.

Пришла пора связать уже известные нам технологии с классификацией антифриза VW. К сожалению, во тьме времён сокрыт код, который использовался для обозначения традиционной технологии изготовления антифриза (скорее всего обозначение “G” появилось после появления гибридной технологии), так что начнём мы со следующей ступени. Итак,

  • гибридная технология отражена в спецификации TL 774 C, известной так же как G11
  • карбоксилатная технология ассоциирована с TL 774 D, она же G12 (до 2006 года)
  • c 2006 года эта же карбоксилатная технология получила новое обозначение TL 774 F ,или же G12+
  • лобридная технология обозначена в спецификациях VW как TL 774 G, или G12++

Говорят, буквально на днях появилась ещё и G13, но её отличие от 12++ не в присадках (они относятся к той же лобридной технологии), а в базовом элементе. Помимо этиленгликоля в нём добавлено около 20% глицерина (эта информация непроверенная, так что может и 50%, или ещё сколько-нибудь). Делается это, видимо, для уменьшения токсичности конечного продукта (и уменьшения себестоимости, поскольку глицерин является побочным продуктом производства биотоплива, и девать его, в общем-то, некуда). Об использовании глицерина в антифризах мы писали здесь, из чего можно сделать вывод, что G13 по своим эксплуатационным свойствам хуже, чем МЭГовский G12++. Кстати, у Маннола, например, (может ещё у кого-нибудь) есть свой антифриз с маркировкой AF13 (AG13), который к G13 и лобридной технологии не имеет никакого отношения. Это, так сказать, маркетинговая находка, предвосхитившая появление оригинала, поскольку появилась раньше, чем тот же G13.

7. Классификации антифризов других автопроизводителей.

Несмотря на общеизвестность фольксвагеновских маркировок, у основной массы других автопроизводителей тоже есть свои спецификации для антифризов. Приведём здесь некоторые из них. 

Напомню, единого международного стандарта на автомобильные охлаждающие жидкости не существует, производители антифриза руководствуются национальными стандартами (если таковые имеются) и спецификациями автопроизводителей. Поэтому не стоит ожидать полной идентичности технологий. В части присадок они могут существенно отличаться по тем или иным соображениям. Например, допускается использование в OAT-антифризах фосфатов (P-OAT в Японии) и нитритов и молибдатов (N-OAT в США, очевидно для борьбы с кавитацией, если судить по табличке). В Европе при той же технологии допускаются только органические добавки. Ещё некоторые «традиционные» европейские антифризы в США считаются гибридными, поскольку туда входит бензоат натрия (соль органической кислоты). Он, кстати, входит и в наш Тосол-А40М (сделанный по ГОСТ 28084-89), так что такой тосол в США тоже будет считаться гибридным:). Также нужно учитывать, что спецификации могут включать довольно низкие требования, которым соответствуют антифризы всех технологий вплоть до традиционной. Например, американский ASTM D 3306 или британский BS 6580, который, кстати, отменён с августа 2015 года, как «нерелевантный».

8. Совместимость антифризов.

Наверное, самый животрепещущий вопрос для автомобилиста, что с чем можно мешать, и что куда доливать в случае чего. Так вот, если говорить жёстко, то мешать не стоит ничего, то есть доливать только то, что уже залито в систему охлаждения (и в идеале это должна быть жидкость, рекомендованная производителем автомобиля). Однако не всем нравится возить с собой всё время бутылку с антифризом в ожидании, когда же она понадобится. В этом случае пойдём по мере нарастания проблем.

Самый «невредный» способ – долить дистиллированной воды. Годится, если объём доливки невелик, 100-200мл. Первое, что выкипает в антифризе и вылетает через крышку-клапан расширительного бачка – это как раз вода, получается, что вы не разбавляете концентрацию, а восстанавливаете до первоначального значения. Повторюсь, это если уровень в бачке снизился незначительно. Если есть протечки, и антифриз уходит постоянно, то с такими добавлениями через некоторое время вы получите в системе преимущественно воду, со всеми вытекающими. Чтобы не бояться разрыва каналов, не стоит снижать концентрацию этиленгликоля ниже 33%.

Практически столь же безвредный способ — найти аналог залитого в систему антифриза. Многие производители делают антифриз по купленной у более крупных компаний рецептуре и на их же присадках, таким образом получая «соответствие» тем спецификациям и допускам, которое имеет аналогичный продукт «старшего брата» без больших финансовых и временных затрат на проведение испытаний у автозаводов. Иногда производитель открыто пишет, мол, точный аналог такого-то антифриза. Правда, проверить эту информацию может и не получиться. Здесь гарантом соответствия должна выступать какая-нибудь официальная бумажка от этого самого «брата» с подтверждением факта использования их рецептуры и компонентов. Сюда же относятся антифризы, сделанные на одном заводе по одной рецептуре под разными брэндами (Например, Форд и Мазда). Они могут быть даже разного цвета (да что там, фордовский антифриз первой заливки, и он же в рознице когда-то были разного цвета), а при смешении дать нечто серо-буро-малиновое, но работать будут нормально, поскольку по сути это один и тот же антифриз. Правда, тут тоже важна проверенная информация, подтверждённая официальными источниками (оф. сайтами производителей).

Следующий, уже довольно сомнительный способ – смешивать антифризы, сделанные по одной технологии. Результат, скорее всего, будет ненамного хуже исходного антифриза, но всё же есть определённый риск, учитывая, что производители не связаны никакими требованиями по унификации и совместимости охлаждающих жидкостей. Присадки, отлично работающие в разных антифризах, при смешивании могут тупо нейтрализовать друг друга, отдавая ваш двигатель, помпу и радиатор на растерзание этиленгликолевому раствору. Сюда отнесём смешение антифризов, одобренных автопроизводителем для вашего автомобиля. По отдельности они также наверняка замечательно работают, но их совместимость между собой скорее всего не тестировалась, так что никаких гарантий, как говорится.

Примерно одинаковые по рискованности – доливка чем попало, и доливка антифризом того же цвета. Мы все помним, что цвет антифриза ни к чему не обязывает производителя в плане качества или соблюдения технологии. Так что, по сути, это всё равно что долить «чем попало». Конечно, в крайнем случае, если тосол течёт со страшной силой, а вы на дороге, где продаётся только Тосол ОЖ-40, придётся залить его. Но по прибытии в цивилизованную местность с гаражом/автосервисом/годным магазином нужно обязательно поменять антифриз полностью.

9. Промывка при замене антифриза.

Крайне желательно промывать систему охлаждения при замене жидкости. Во-первых, вы вымоете различные осадки, гель, и прочие нехорошести, а во-вторых, уберёте остатки предыдущей охлаждайки, которая может значительно снизить ресурс нового антифриза, если останется в системе и прореагирует с ним. Автопроизводители допускают замену без промывки только если заливается тот же антифриз, который был залит раньше и при сливе старой жидкости в ней не было никаких осадков, мути и других «неположенных» компонентов. Промывать рекомендуется 10% раствором нового антифриза (так называемая «мягкая промывка»), иногда несколько раз и с большей концентрацией (видел рекомендацию второй промывки 60%, и заливки 50%). Помимо основательной очистки системы такая промывка моделирует действие лобридного антифриза. В процессе промывочный состав антифриза обрабатывает очаги коррозии, и на них не тратятся ресурсы (присадки) вновь залитой жидкости.

Конечно, если забить на правильное обслуживание системы охлаждения, машина не умрёт сразу же (хотя бывали случаи и через 10 тыс. км, у грузовика от кавитации после короткого замыкания с последующей аннигиляцией блуждающими токами антикавитационной нитритной присадки), и даже через год она скорее всего будет ездить. Но ресурс сократится в разы (например, с 1млн. км до 230 тыс. у грузового движка-милионника Рено), проржавеет радиатор, сломается помпа, заклинит термостат, забьёт каналы в двигателе… всё это случится рано или поздно, если не следить за тем, что вы заливаете в качестве антифриза.

Состав и свойста антифризов

Функции охлаждающей жидкости в ДВС.

Давным-давно (кажется, в прошлую пятницу©) я заинтересовался, каков же состав антифриза и какими свойствами обладает. Для того, чтобы упорядочить полученные в процессе получения ответа представления, и написана эта статья. Пользуйтесь. Если кого-то интересуют отличия тосола и антифриза, добро пожаловать на страницу, посвящённую разновидностям и классификации антифризов. А здесь будут рассмотрены вопросы, общие для всех видов автомобильных охлаждающих жидкостей.

Итак, для начала вспомним, а зачем вообще мы заливаем антифриз в автомобиль? Конечно же для того, чтобы отвести тепло от стенок камеры сгорания. Эта основная функция и выглядывает из-под термина «охлаждающая жидкость» (по-английски «coolant»). При этом выравнивается температурный режим деталей двигателя. Плохо, если в одной точке деталь имеет температуру 200 градусов, а в другой всего 50. Об этом говорит тот факт, что при поломке системы охлаждения часто «ведёт» головку блока цилиндров, именно из-за большой разности температур в разных частях детали и, соответственно, разного теплового расширения.

Ну и второстепенная, но тоже очень полезная функция, подогрев некоторых узлов автомобиля. Например, салона или дроссельного узла.

Схема системы охлаждения автомобиля

Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода (про воздушное охлаждение говорить здесь не будем:)), которая имела несколько недостатков. Во-первых, вода замерзает при 0°C, а поскольку при замерзании она расширяется, то велика вероятность разрыва каналов циркуляции охлаждающей жидкости. Что и наблюдалось повсеместно лет 50 назад во время первых заморозков у машин, стоящих на улице с не слитой из системы водой.

Второй недостаток воды – кипение при 100°С. Конечно, в те стародавние времена моторы не были сильно форсированными, и в нормальных условиях мотор не нагревался до таких температур, но в жаркий день где-нибудь на подъёмах в гору машины «закипали» довольно часто.

И третий недостаток – высокая коррозионная активность воды. То есть мотор внутри попросту ржавел. При этом ухудшалась теплопроводность стенок деталей (у ржавчины примерно в 50 раз хуже, чем у металла), что со временем приводило к их перегреву. К тому же из-за частиц ржавчины могут засориться каналы системы охлаждения, или выйти из строя насос или термостат.

Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.

Вышеуказанные недостатки воды заставили искать ей замену. Сейчас автомобильные антифризы состоят из двух базовых элементов – воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) вместо этиленгликоля может использоваться пропиленгликоль, или соли.

Этиленгликоль — двухатомный спирт, в чистом виде имеющий температуру замерзания около -13°С и температуру кипения 197°С. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля заключается в более низкой температуре замерзания, чем каждого вещества в чистом виде. Так, смесь в пропорции 1 к 1 будет иметь температуру замерзания -38°С.

У ЭГ (или МЭГ – устоявшееся в среде производителей сокращение от слова моноэтиленгликоль, он же этиленгликоль) также есть недостатки. Во-первых, он токсичен, полстакана внутрь будут смертельны человека. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.

Однако, несмотря на недостатки водный раствор МЭГ решает две проблемы применения воды из трёх: температура замерзания при приемлемой вязкости гораздо ниже нуля, причём, в отличие от воды, замерзая, раствор практически не расширяется, что даёт гарантию сохранения в целости системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1:1 выше ста градусов (около 106°С), а если учесть, что система герметична и в ней повышенное давление, то эта температура будет ещё выше. В общем, для обычного ДВС хватает с запасом.

Пропиленгликоль тоже штука хорошая, однако более вязкая, нежели МЭГ и на порядок более дорогая. Его основным достоинством является нетоксичность (отравиться им настолько непросто, что его используют в том числе и как пищевую добавку под номером E1520). Поскольку у автолюбителей нет привычки пить охлаждающую жидкость, то и в автомобильной системе охлаждения он не используется. К тому же высокая вязкость ухудшает теплоотведение (жидкость медленнее протекает по системе) и дополнительно нагружает насос, снижая его ресурс.

Говоря о вязкости нельзя не упомянуть ещё об одном компоненте, из которого иногда делают дешёвые отечественные тосолы (кстати, ТОСОЛ – это ставшее нарицательным название марки советского антифриза, изобретённого в 1969 году). Это глицерин. Вещество тоже не токсичное, по вязкости сравнимое с пропиленгликолем, однако существенно дешевле даже этиленгликоля. Отсюда и смысл его использования в производстве охлаждающих жидкостей для производителей. Как правило, глицериновый тосол имеет бо́льшую плотность (примерно 1.12-1.17г/см3 в отличие от МЭГовского 1.07-1.08 г/см3). Разброс значения плотности получается из-за того, что нередко производители смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях балансируя между параметром плотности, температуры замерзания и себестоимости. О вреде высокой вязкости написано выше, хотя на этот параметр, как правило, никто внимания не обращает (в основном, просто не зная о нём). С себестоимостью всё понятно, чем дешевле, тем лучше, плотность желательно держать поближе к этиленгликолевой потому что потребитель может проверить тосол ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические цифры температуры замерзания в минус 54°С и ниже, что, естественно, не соответствует действительности. Саму же температуру замерзания проверить в бытовых условиях сложно. Нужен либо доступ к промышленным холодильникам, либо место жительства в Сибири с морозами ниже -40.

Ещё один негативный момент с глицерином в том, что он высокого качества достаточно дорог, поэтому в тосолах используется дешёвый и некачественный продукт, в котором обязательно выпадет осадок в процессе работы. Нерастворимые частицы осадка могут забить или сузить каналы системы охлаждения и привести как минимум к ухудшению теплоотведения, а как максимум (в случае с забитыми каналами) – к перегреву и поломке двигателя.

Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.

Остаётся проблема коррозии, которая МЭГом не только не решается, а и ещё больше усугубляется, поскольку МЭГ более активен в этом отношении, чем вода.

Для её решения в раствор добавляют присадки-ингибиторы коррозии, которые практически сводят на нет эту активность. Существуют несколько различных технологий производства антифризов, которые отличаются именно добавляемыми антикоррозионными присадками (базовые элементы, вода и моноэтиленгликоль, в составе антифризов почти у всех одинаковые). Подробнее об этом написано в этой статье.

Кроме этого в антифризы добавляют антикавитационные, антипенные и цветовые добавки. Первые минимизируют образование кавитационного износа (кавитация – это образование и схлопывание пузырьков с паром, в процессе которого образуется ударная волна, постепенно разрушающая твёрдые поверхности вплоть до сквозных дыр в гильзах), они особенно нужны в дизельных двигателях с гильзами цилиндров мокрого типа, а вот с антипенными присадками нас ждёт сюрприз: оказывается, их наличие или отсутствие в антифризе никак не сказывается на работе охлаждайки в двигателе по той простой причине, что при повышенном до 2-3 атмосфер давлении в замкнутой системе охлаждения (читай, в любом обычном автомобиле), пена не образовывается в принципе. А присадку эту добавляют для нужд производителя антифриза или завода-производителя автомобилей. При различных технологических манипуляциях антифриз и может запениться, усложняя работу конвейера.

Ну а цветовые добавки используются для «опознания» жидкости определённого вида (например, в некоторых странах цвета конкретных разновидностей тосола прописаны в законах), чтобы не залить случайно не то, что положено.

Однако в России таких нормативов нет, поэтому на практике у нас любой антифриз может быть любого цвета (обычно гибридный антифриз красят «под карбоксилатный» в красный цвет, опять же из экономических соображений).

Смешивать охлаждающие жидкости разных типов совсем не рекомендуется (нельзя, короче), потому что в этом случае присадки различных групп нейтрализуют друг друга, и вы получаете в моторе простой водный раствор этиленгликоля, иногда с осадком. На коррозионную активность такого раствора можно посмотреть в табличке выше по тексту.

Также цвет помогает понять, где протечка именно антифриза, а не моторного масла, или жидкости ГУРа, да просто уровень окрашенной жидкости лучше видно в расширительном бачке (без красителя антифриз был бы бесцветным). Кроме этого снижение интенсивности цвета и его изменение может говорить об истощении присадок в объёме антифриза. А это означает, что пора проводить его замену. Ну и для повышения лояльности потребителя тоже цвет можно использовать. Например, начать производить серо-буро-малиновый антифриз и использовать его для первой заливки на автозаводе. Автовладелец, исходя из соображения, что можно мешать зелёный с зелёным, красный с красным и т.д., будет искать именно серо-буро-малиновый антифриз. Ну и найдёт у одного единственного производителя, там и купит. За хорошие деньги, ибо эксклюзив:).

Чуть не забыл, иногда в состав антифризов добавляют вкусовую горькую присадку Bitrex, чтобы отбить охоту у детей и животных пить его. Напомню, этиленгликоль является ядом, при этом имеет сладковатый вкус. Кстати, этиловый спирт нейтрализует действие этиленгликоля (чем быстрее выпьете, тем больше вероятность, что останетесь в живых).

Итого.

  • Антифриз – это вода, смешанная с этиленгликолем (пропиленгликолем, глицерином) в пропорции примерно 1 к 1 с добавлением антикоррозионных, антикавитационных, антипенных и цветовых присадок.
  • Водный раствор этиленгликоля даёт низкую температуру замерзания и повышенную температуру закипания.
  • Коррозионная агрессивность этого раствора нейтрализуется антикоррозионными присадками.
  • В дешёвом тосоле часто применяют глицерин, имеющий большую вязкость. Иногда такой тосол имеет более высокую температуру замерзания (при смешивании с этиленгликолем для подгонки плотности).
  • Цвет антифризов ничего не говорит об их совместимости.

P.S.: Если кому интересно, вот статья о составе незамерзайки.

Антифриз: различие, цвета и составы — Автоблоги

Какими бывают антифризы по цвету, составу, качеству? Чем они отличаются друг от друга и от тосола? Как сориентироваться в разнообразии видов, и какой антифриз все-таки лучше заливать в двигатель автомобиля?

Итак, давайте разбираться по порядку.

Антифриз – это жидкость, служащая для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Производители придают ей особые свойства, чтобы она не вскипала при высоких температурах, но и не замерзала на морозе. Для этого ее изготавливают из спирта и дистиллированной воды. Кроме того, в антифризы добавляют специальные присадки – ингибиторы коррозии, за счет чего повышается срок службы мотора и период эксплуатации самого антифриза.

Виды антифриза

Сегодня все антифризы можно условно поделить на 4 типа:

  1. Традиционные.
  2. Гибридные.
  3. Карбоксилатные.
  4. Лобридные.

Рассмотрим отдельно каждый из этих видов.

Традиционные антифризы

Традиционные антифризы содержат исключительно неорганические присадки. В их число входят силикаты, которые тонкой пленкой обволакивают двигатель изнутри и тем самым существенно снижают теплоотдачу.

Традиционные антифризы являются самыми дешевыми, но и срок их службы не превышает 2-х лет. Кроме того, уже при температуре 100–110 градусов они вскипают и начинают образовывать осадок.

А осадок, как известно, приводит к засорению или даже поломке двигателя и радиатора.

Кстати, наш старый-добрый советский ТОСОЛ – это тоже традиционный антифриз . Сегодня этот вид антифриза практически не используется. В новые машины на заводе его не заливают, и лишь владельцы советских машин продолжают покупать его для своих «Волг», «Москвичей» и «Жигулей».

Антифриз гибридный G11 зеленый

По одним классификациям G11 – традиционный антифриз, по другим – гибридный (то есть тот, в котором используются как неорганические, так и органические присадки).

В принципе все зависит от производителя. Одни фирмы ставят маркировку G11 на гибридные жидкости, другие же бессовестно клеят этикетки «G11» на канистры с традиционной «охлаждайкой».

Как правило, G11 продается в зеленом цвете. Срок службы – 2–3 года. Не подходит для современных автомобилей.

Антифриз карбоксилатный G12 красный

G12 имеет ту же базу, что и G11. Но по сути G12 стал своеобразным эволюционным прорывом в производстве антифризов. Существенная разница достигается за счет применения карбоновой кислоты.

Усовершенствованные присадки в G12 выдерживают более высокие температуры и при этом не образуют термоизолирующей пленки в рубашке двигателя. Именно это и нужно современным высокооборотным автомобилям. Конечно, отсутствие защитной пленки делает мотор более уязвимым к коррозии и кавитационных прцессов, но химики-технологи нашли выход и из этой ситуации: антикоррозионные присадки оказывают «адресное» воздействие на очаги повреждения металла.

Карбоксилатные антифризы лучше защищают двигатель от коррозии и кавитации. Кроме того, срок их службы почти вдвое выше, чем у традиционных или гибридных антифризов. G12 нуждается в замене примерно раз в 5 лет.

G12 выпускается в красном цвете. Этот класс антифризов сегодня считается самым распространенным. Он подходит как для современных машин, так и для отечественных «старушек».

Антифриз лобридный фиолетовый: G12+, G12++ или G13

Деление антифризов по классам настолько условно, что в разных источниках лобриды маркируются по-разному. Одни утверждают, что G12+ – это уже лобрид. Другие пишут, что G12+ и G12++ – лишь улучшенные версии карбоксилатного антифриза G12, а G13 – это совершенно новый вид.

Здесь работает одно правило: чем выше класс, тем дольше срок службы охлаждающей жидкости. В составе лобридного антифриза G12+ органическая основа и немного минеральных присадок. Такая жидкость способна прослужить без замены до 10 лет.

G13 – антифриз на базе пропиленгликоля. Во всех предыдущих жидкостях в качестве спирта в основе использовался этиленгликоль. Такой антифриз более экологичен и долговечен. Его производители считают, что G13 вообще никогда не нуждается в замене. G13 рекомендован для спортивных машин и форсированных автомобилей.

Что касается цвета, то G12 выпускается в красных оттенках, G13 – в фиолетовых.

Антифриз и его свойства

Итак, какими свойствами должен обладать антифриз, чтобы его можно было смело заливать в двигатель автомобиля? Требуемые характеристики:
Низкая температура замерзания. Важно, чтобы автомобиль не испытывал проблем со стартом и движением даже при сильных морозах. Это достигается за счет добавления в антифриз спиртов (этиленгликоля или пропиленгликоля).

Высокая температура кипения. Кипящий антифриз – угроза для двигателя. Если жидкость вдруг вскипела, автомобиль как минимум встанет посреди дороги. Кроме того, кипение активизирует коррозию металлов внутри двигателя.

Низкая вспениваемость. Повышенная вспениваемость охлаждающей жидкости – это снижение теплоотдачи двигателя, риск образования воздушных пробок, а в результате – перегрев и даже поломка мотора.

Высокая кавитационная устойчивость. Кавитация (гидроудары и вибрации, возникающие в процессе сгорания топлива в цилиндрах) вызывает местное разрушение металла, усиливает образование осадка, ухудшает теплопроводность антифриза.

Низкая агрессивность по отношению к резиновым и пластиковым деталям. Резина и пластик склонны к высыханию, потере эластичности, растрескиванию. Охлаждающая жидкость должна защищать их от этого.

Способность защищать двигатель от коррозии. Смесь воды и спирта – катализатор коррозионных процессов на поверхности металлов и их сплавов. В чистом виде такая жидкость – смерть для мотора.

Чтобы антифриз выполнял все эти функции, он должен иметь очень сложный и сбалансированный состав, в котором с предельной точностью вымерено количество всех присадок. И качественные антифризы соответствуют этим требованиям, что, несомненно, радует.

Осталось только найти этот самый «качественный антифриз». На рынке сотни марок охлаждающей жидкости, и далеко не все они хорошего качества. Именно поэтому автопроизводители прямо в сопроводительной документации к машинам указывают, антифризами каких конкретных марок они рекомендуют пользоваться.

Антифриз – это не бензин: за период владения автомобилем вы замените его от силы 1–2 раза. Но не в меру сообразительный русский человек и тут пытается смухлевать, – залить в двигатель более дешевый антифриз неизвестного бренда. Поверьте: экономия от этого будет минимальной, а вот риск испортить движок некачественной охлаждающей жидкостью очевиден.

Антифризы, о которых вы даже не слышали

А может, и слышали, но не использовали на практике.

Итак, самый распространенный вид антифриза – моноэтиленгликолевый. В Европе уже можно купить более эффективный и «чистый» пропиленгликолевый антифриз. Также встречаются диэтиленгликолевые и триэтиленгликолевые антифризы. Однако в действительности видов охлаждающей жидкости куда больше. Среди них:

Солевые.

Солевой антифриз – это простой водный раствор соли или соляной кислоты. Температура замерзания таких растворов – соответственно минус 20 и минус 35 градусов. Однако такая смесь пагубно влияет на двигатель: она буквально разъедает металлы. Поэтому использовать солевые антифризы можно только кратковременно, в вынужденной ситуации, когда ехать нужно, а нормальной «охлаждайки» нет.

Спиртовые.

Спиртовые антифризы не замерзают даже в самые суровые морозы. Но такую горючую жидкость лучше не использовать в двигателе. Их применяют для пневматических тормозов и приготовления стеклоочистителей.

Глицериновые.

Глицериновые антифризы при отрицательных температурах становятся более вязкими, а при минус 40 градусах и вовсе перестают выполнять свои функции. В двигателе автомобиля такая жидкость не к месту, но в отопительных системах ее успешно применяют.

Специальные антифризы для систем отопления.

Те антифризы, которые мы используем в автомобилях, не подходят для систем отопления. Главная причина – их высокая токсичность. Охлаждающие жидкости для систем отопления изготавливают на базе глицерина или пропиленгликоля.

Антифризы и стандарты

Единого стандарта на антифризы и их обозначение нет. В каждой стране используется свой. Например, в США для этиленгликолевых жидкостей действует норма соответствия ASTM, а для пропиленгликолевых – SAE. Volksvagen ориентируется на допуски G11, G12, G12+. В Японии в обозначении указывается даже цвет антифриза. В нашей стране имеется ГОСТ, но разрабатывался он еще при СССР и теперь на него никто не смотрит.

Впрочем, каждый производитель вводит собственные стандарты на состав, цвет и обозначение антифриза, поэтому рядовому потребителю порой сложно сориентироваться в этом беспорядке.

Здесь вы можете более подробно узнать об отличиях G11, G12, G12+, G12++, G13 и G13+, о составе антифризов, их цвете и характеристиках, о том, как проверить качество антифриза при покупке. А также о том, что лучше: тосол или антифриз. И в каких случаях допустимо применять ту или иную охлаждающую жидкость, можно ли смешивать антифриз с тосолом или делать «коктейль» из разных марок антифриза.

Классификация антифризов по составу

  • Традиционные (минеральные с силикатами) 

В качестве ингибиторов коррозии содержат неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants» или «Conventional coolants». Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, их не применяют на первой заправке автомобилей. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 105 °С) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. Тосол и его многочисленные модификации относятся к традиционному типу антифризов.

  • Гибридные (с органическими и неорганическими присадками)

В качестве ингибиторов коррозии содержат как неорганические (силикаты — по европейской технологии, фосфаты — по японской), так и органические карбоксилатные соли. Обозначаются терминами Hybrid Coolants, NF (Nitrite Free), Hybrid Technology. Обладают повышенным сроком эксплуатации по сравнению с антифризами, изготовленными по традиционным технологиям, но меньшим по сравнению с карбоксилатными — 3 года (от 30 000 до 60 000 километров пробега).

Антифризы изготовленные по гибридной технологии соответствуют классу G11 по классификации VW.

Не содержат в своем составе аминов, нитритов, боратов, фосфатов и силикатов.  Обозначаются терминами OAT (Organic Acid Technology), LLC (Long Life Coolant), XLC (eXtended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free). Наилучшим образом подходят для высокооборотистых и температурнонагруженных (т.е. для форсированных) двигателей.Они не препятствуют нормальному процессу конвективного теплообмена, обладают избирательным принципом взаимодействия с очагами коррозии с момент их возникновения, способны эффективно эксплуатироваться в течение 5 лет (пробег 250 000 км).

Антифризы изготовленные по технологии органических кислот соответствуют классам G12, G12+(с дополнительным вводом ингибиторов коррозии меди) по классификации VW.

  • Лобридные — биполярная технология производства — ОАТ с добавлением неорганических ингибитороров (силикатов). Обозначаются терминами «Lobrid coolants» и «SOAT coolants».

Объединяют в себе преимущества карбоксилатной и минеральной технологий. Ингибиторы нового поколения образуют сверхтонкую защитную пленку на поверхности материалов системы охлаждения и расходуются только в случае возникновения очагов коррозии. Поэтому их можно назвать нерасходуемыми ингибиторами коррозии. Силикаты расходуются на образование защитной антикоррозионной пленки, а карбоновые составляющие защищают только те места, где может начаться коррозия, на протяжении всего срока эксплуатации двигателя. Принципиальным отличием данного антифриза от всех существующих охлаждающих жидкостей является неограниченный срок службы (при заливке в новый двигатель).

Антифризы изготовленные по лобридной технологии соответствуют классу G12++ по классификации VW.

  • На основе полипропиленгликоля с пакетом органических присадок (не содержат силикатов).

Пропиленгликоль более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается, широко используется в медицинской промышленности). Европа борется за экологичность, поэтому создаются такие продукты. Самые дорогие антифризы.

Антифризы изготовленные на основе полипропиленгликоля соответствуют классу G13 по классификации VW.

что это такое, состав и свойства, классификация Antifreeze

Слово Антифриз получилось из слияния двух слов, греческого «Анти», что обозначает против, и английского «freeze», что значить замерзать. Таким образом, дословно это переводиться как «Антизамерзайка», что полностью отражает суть этого вещества, которое имеет более низкую температуру замерзания, чем обычная вода.

Содержание статьи:

Данные вещества, которые всегда являются жидкостями, используются для эксплуатации в двигателях внутреннего сгорания в зимних условиях. Их применение позволяло не сливать воду из охлаждающих контуров, которая изначально использовалась для охлаждения силовых агрегатов, зимой.

А чем же плоха вода? Дело в том, что пока мотор работает, даже зимой, вода полностью отвечает всем требованиям охлаждающей жидкости. Тепло появляющееся в ходе работы двигателя не позволяло ему замёрзнуть. А вот если его остановить, а температура окружающей среды ниже нуля, то вода, естественно, замёрзнет.

Не стоит забывать, что в ходе замерзания объём воды увеличивается на 9%. В этом и кроется главная опасность для конструкции двигателя. В ходе увеличения этого объёма, обычно, происходит повреждения силового агрегата, происходит процесс так называемого размерзания двигателя.

Читайте также: Как зарядить аккумулятор автомобиля

Другой важной функцией охлаждающей жидкости, кроме, собственно, охлаждения силового агрегата, является смазка элементов системы охлаждения, в частности помпы. При использовании низкокачественных антифризов или вообще воды, будет повышен износ помпы, что может привести к её преждевременному выходу из строя.

Состав антифризов

Обычно стандартный антифриз состоит из трёх основных компонентов:

  • Основа, обычно вода;
  • Рабочее вещество;
  • Присадки.

Про основу писать особо нечего, вода она и есть вода, а вот о рабочей жидкости нужно написать несколько слов.

Итак, в качестве рабочей жидкости в основном используют этиленгликоль, но не редко, особенно в высокооборотистых силовых агрегатах используют пропиленгликоль.

Главным достоинством этиленгликолевых антифризов является их дешевизна. А главным недостатком является короткий срок службы (около 30 000 км). Кроме этого ещё одним недостатком является то, что данные охлаждающие жидкости оставляют накипь, которая закоксовывает охлаждающие каналы.

Читайте также: Как правильно смешивать моторные масла

Главным достоинством антифризов на основе пропиленгликоля является очень долгий срок службы (не менее 150 000 километров пробега), так же эти жидкости практически не засоряют каналы. А вот недостатком этих растворов, ограничивающим их повсеместное использование, является их, сравнительно, высокая стоимость.

Кроме этих двух основных компонентов в состав охлаждающей смеси входят ещё и присадки. Зачем же они нужны? Прежде всего, для уменьшения коррозии элементов системы охлаждения двигателя. Кроме этого присадки должны предотвращать вспенивание антифриза.

Ну и последним видом присадок являются ароматизирующие и цветовые. Эти присадки нужны исключительно для придания охлаждающей жидкости привлекательного товарного вида, приятного для покупателей.

Классификация антифризов

Сегодня для классификации антифризов используется американская система General Motors USA.

Согласно этой классификации, существует их три вида: G11, G12 и G13.

Антифризы серии G11 являются самыми распространёнными и самыми дешёвыми. В основном их продают синего или зелёного цветов. В основе этих жидкостей лежит этиленгликоль и минимальное количество присадок.

Они имеют невысокие эксплуатационные свойства и минимальный срок службы, зато эти жидкости являются самыми доступными по цене. Именно к этому классу относится хорошо известный у нас в стране тосол.

Антифризы серии G12 являются веществами более высокого класса. Они имеют в своём составе такие органические добавки как карбоксилат.

Эти охлаждающие жидкости используются в высокооборотистых и высоконагруженных силовых агрегатах. И стоят несколько дороже. В продаже их можно отличить по красному или розовому цвету.

Читайте также: Как правильно прикурить аккумулятор

Ну и самый высокий вид охлаждающих растворов – G13, они являются, как раз теми жидкостями, которые производятся на основе пропиленгликоля.

Это самые высококачественные охлаждающие жидкости, выпускаются обычно жёлтого или оранжевого цвета.

Кроме высоких эксплуатационных свойств, данный охлаждающий состав, ещё и быстро разлагается на составляющие в окружающей среде. Таким образом, он является ещё и высокоэкологичным.

Отличия Тосола от Антифриза

Многие задаются вопросом, чем же отличается тосол от антифриза. Реально, отличий нет, тосол — это антифриз класса G11. Однако, на территории бывшего СССР антифризы традиционно имели название тосол.

Тосол делается всегда на основе этиленгликоля, при этом разные производители добавляют в свои тосолы разный набор присадок.

Главной особенностью тосола является его невысокая цена и при этом сравнительно короткий срок службы.

Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки

В России, на сегодняшний день, наибольшее распространение получили антифризы трёх торговых марок: «Аляска», «Феликс» и «Синтек».

Аляску выпускает совместная русско-американская компания Delfin Group, продукция этой компании очень хорошо зарекомендовала себя в США и теперь имеет благосклонные отзывы пользователей в России.

В линейке растворов этой фирмы есть вещества всех классов, и они зарекомендовали как одни из лучших охлаждающих жидкостей по соотношению цена-качество.

Охлаждающие вещества торговой марки «Феликс», выпускает российская компания «Тосол-Синтез». Эта компания выпускает охлаждающие жидкости классов G11 и G12. Данные вещества достаточно высокого класса, хотя при этом имеют сравнительно доступную цену.

Антифризы торговой марки «Синтек», пожалуй, самые качественные в этом обзоре. Продукты этой фирмы постоянно участвуют в различных тестах и сравнительных испытаниях, в которых набирают высокие балы и положительные отзывы.

Данные вещества выпускает российская компания «Обнинскоргсинтез» и при этом рынком сбыта является не только Россия, но и страны бывшего СССР, а также страны из дальнего зарубежья.

Как смешиваются различные марки антифризов?

Разные виды охлаждающих растворов, более того, даже вещества различных торговых марок, смешивать нельзя. В результате смешивания свойства охлаждающей жидкости могут радикально поменяться.

Кроме этого, очень часто в результате смешиваний, в охлаждающей системе образуются всевозможные твёрдые и желеобразные осадки, которые могут забивать каналы двигателя и разрушают его узлы, в частности, такие как водяная помпа.

Читайте также: Как поменять колесо на машине

Необходимо заметить, что современные силовые агрегаты рассчитаны на использования в них исключительно антифризов. И использовать в них обычную воду, категорически, не рекомендуется, так как это может привести к преждевременному выходу из строя водяной помпы.

Особенности применения антифризов

Прежде всего, в ходе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с охлаждающим раствором в качестве антифриза стоит помнить, что каждый вид охлаждающей жидкости имеет срок своей службы и нужно не забывать менять это вещество по истечению срока эксплуатации.

Интересно знать: Как правильно заменить Антифриз в машине

Другой важный момент, о котором мало кто знает, касается подержанных автомобилей. В ходе их покупки по внешнему виду охлаждающего раствора можно легко определить состояние двигателя и то, как за ним ухаживал предыдущий хозяин.

Если это вещество, мутное, грязное, со следами ржавчины и осадка, то можно сделать вывод что автомобиль эксплуатировался не надлежащим образом и имеет достаточно большой пробег.

Собственно, это всё что можно сказать об антифризе и нюансов его использования.

Классификация опасных грузов

Классы

Вещества (включая смеси и растворы) и продукты относятся к одному из девяти классов, в зависимости от типа опасности или преобладающего типа опасности, которой они характеризуются. Некоторые из этих классов разделены на категории. Доступны следующие классы и категории:

Класс 1 — Взрывчатые вещества.

Категория 1.1 Вещества и изделия с взрывоопасностью массы.

Категория 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью распространения, но не представляют опасности взрыва по массе.

Категория 1.3 Вещества и продукты, склонные к солнечным ожогам, а также имеющие небольшую опасность взрыва или незначительную опасность распространения. Либо тот, либо другой, но не характеризуются опасностью массового взрыва.

Категория 1.4 Вещества и продукты, не представляющие значительной опасности.

Категория 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью массового взрыва.

Категория 1.6 Продукты с крайне низкой чувствительностью, не характеризующиеся взрывоопасностью массы.

Только категория 1.4 S (RXS) принимается к перевозке на A319 / 320/321.

Пример. Патроны для ружей и пистолетов, некоторые фейерверки, предохранители.

Взрывчатое вещество — Этикетка

Класс 2 — Газы.

Вещества класса 2 относятся к одной из трех категорий с учетом основной опасности газа при транспортировке.

Категория 2.1 — Горючие газы — RFG.
Пример. Зажигалки.

Категория 2.2 — Невоспламеняющиеся, нетоксичные газы — RNG, RCL.
Пример. Двуокись углерода, кислород, огнетушители, аэрозоли.

Важно. Перевозка токсичных газов на рейсах U6 запрещена!

RFG Горючий газ

Невоспламеняющийся нетоксичный газ

РПГ Токсичный газ

Класс 3 — Легковоспламеняющиеся жидкости.

Класс 3 RFL включает следующие вещества:

  1. легковоспламеняющиеся жидкости;
  2. Взрывчатые вещества жидкие десенсибилизированные.

Пример. Краски, клеи, лаки, растворители, спирты, бензин.

Знак RFL — Легковоспламеняющиеся жидкости

Класс 4 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, способные к самовозгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при контакте с водой.

Категория 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества — RFS.
Пример. Сера.

Категория 4.2 — Вещества, способные к самовозгоранию — RSC.
Пример. Белый и желтый фосфор.

Категория 4.3 — Вещества, выделяющие горючие газы при контакте с водой — RFW.
Пример. Литий.

RFS Легковоспламеняющееся твердое вещество

RSC Самовоспламеняющееся вещество

Вещества, выделяющие горючий газ при контакте с водой

Класс 5 — Окисляющие вещества и органические пероксиды.

Категория 5.1 — Окисляющие вещества — ROX.

Категория 5.2 — Органические пероксиды — ROP.

Знак ROX — Окислители

Знак

ROP — Органические пероксиды

Класс 6 — Токсичные и инфекционные вещества.

Категория 6.1 Токсичные вещества — RPB.
Пример. Мышьяк, никотин, цианиды, пестициды.

Категория 6.2 Инфекционные вещества — РИС.
Пример. Бактерии, вирусы, диагностические образцы.

Знак РПБ

— Токсичное вещество

Знак

RIS — Инфекционное вещество

Класс 7 — Радиоактивный материал.

Категория I — Белый — RRW.

Категория II — Желтый — RRY.

Категория III — Желтый — RRY.

Пример. Кобальт, йод, цезий.

Делящийся материал.

Пример. Плутоний 239, уран 233.

При транспортировке делящегося материала в дополнение к основному ярлыку с ярлыком опасности необходимо использовать ярлык «Делящийся материал».

Важно. Перевозка радиоактивных материалов на рейсах U6 временно не осуществляется!

RRW — Категория I

RRY — Категория II

RRY — Категория III

Делящийся материал

Радиоактивный материал (на контейнер)

Класс 8 — Коррозионные вещества.

Вещества класса 8 — это вещества, которые в результате химического воздействия вызывают серьезные повреждения живой ткани при контакте с ней или, в случае утечки, физическое повреждение других товаров или транспортных средств или даже их разрушение — RCM.

Пример. Батареи кислотные, ртутные, сернокислотные.

Знак RCM — Коррозийный

Класс 9 — Прочие опасные вещества и продукты.
  1. Прочие опасные грузы — RMD.
  2. Твердый диоксид углерода (сухой лед) — ICE.
  3. Намагниченный материал — любой материал, напряженность магнитного поля которого при упаковке для авиаперевозки составляет 0,159 А / м и более на расстоянии 2,1 м от любой точки на поверхности готовой упаковки — МАГ.
  4. Вспенивающая смола — RSB.

Примечание. Знак «Прочие опасные грузы» должен использоваться для других опасных грузов из сухого льда и полимерных смол. Для намагниченного материала и сухого льда см. Знаки в 1.3.2.3.

Знак RMD — Прочие опасные грузы


Классификация и маркировка (CLP / GHS) | Внутренний рынок, промышленность, предпринимательство и МСП

Узнайте больше о Регламенте CLP, его адаптации к техническому прогрессу и соответствующем законодательстве.

Классификация и маркировка смесей изменились

/growth/file/clp-2015-smalljpg_enclp-2015-small.jpg

Новые пиктограммы в виде красного ромба на белом фоне заменяют оранжевые в ЕС. С 1 июня 2015 года компании обязаны классифицировать и маркировать вещества и смеси в соответствии с Регламентом CLP. См. Дополнительную информацию на сайте ECHA.

История вопроса

Что такое согласованная на глобальном уровне система?

Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (СГС) Организации Объединенных Наций обеспечивает согласованную основу для глобально единообразной информации о физических свойствах, состоянии окружающей среды, здоровья и безопасности опасных химических веществ и смесей. Он устанавливает критерии для классификации химикатов с точки зрения физико-химической опасности, опасности для здоровья и окружающей среды, связанной с химическими веществами и смесями, и устанавливает стандартизированную информацию об опасностях для облегчения глобальной торговли химическими веществами. СГС была принята Организацией Объединенных Наций в 2002 году и периодически обновляется. Внедрение СГС в ЕС в 2008 году делает ЕС лидером по ее внедрению.

Что такое CLP?

СГС внедрена в ЕС Постановлением (ЕС) № 1272/2008 о классификации, маркировке и упаковке веществ и смесей («Регламент CLP») .Регламент CLP вступил в силу 20 января 2009 года. Крайний срок классификации веществ в соответствии с новыми правилами — 1 декабря 2010 года; для смесей крайний срок — 1 июня 2015 года. Регламент CLP заменяет предыдущие правила классификации, маркировки и упаковки веществ (Директива 67/548 / EEC) и препаратов (Директива 1999/45 / EC) после этого переходного периода.

В соответствии со стандартом GHS, CLP позволяет идентифицировать опасные химические вещества и сообщать об этих опасностях пользователям посредством маркировки.Он также обеспечивает основу для паспортов безопасности (SDS), регулируемых Регламентом REACH, и устанавливает требования к упаковке опасных химикатов.

Идентификация и классификация опасностей

Идентификация опасностей — это процесс, с помощью которого оценивается информация о внутренних свойствах вещества или смеси с целью определения их способности причинить вред. Если характер и серьезность выявленной опасности соответствует критериям классификации в Приложении I к Регламенту CLP, веществу или смеси будет присвоен определенный класс опасности.Существуют классы опасности для физических опасностей, опасностей для здоровья и опасностей для окружающей среды.

Для большинства веществ и смесей производители, импортеры, последующие пользователи и дистрибьюторы должны сами определять класс опасности. В некоторых случаях классификация химического вещества согласовывается на уровне ЕС. Список согласованной классификации и маркировки включен в Приложение VI к Регламенту CLP.

  • Для получения дополнительной информации о процессе классификации, включая руководящие документы, посетите веб-сайт ECHA.

Маркировка

После того, как вещество или смесь классифицированы на основе их опасностей, об опасности необходимо сообщить пользователю. Этикетка опасного вещества или смеси включает пиктограммы, сигнальные слова, обозначения опасности, меры предосторожности и дополнительные заявления. В соответствии с Регламентом CLP пиктограммы с красным ромбом на белом фоне заменяют оранжевые квадраты из старой системы.

Для получения дополнительной информации о маркировке опасных веществ и смесей, включая руководящие документы, посетите веб-сайт ECHA.

Упаковка

CLP устанавливает общие стандарты упаковки для обеспечения безопасной поставки опасных веществ и смесей. В случае определенных опасностей вещества и смеси должны иметь защищенные от детей крепления и / или тактильные предупреждения.

Правила классификации и маркировки для целей международных перевозок разработаны в соответствии с Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов, тесно связанными с СГС ООН. Дополнительную информацию о классификации и маркировке транспортных средств см. На веб-сайте DG MOVE.

Ядовитые центры

Регламент CLP требует, чтобы страны ЕС назначили органы, «ответственные за получение информации об опасных смесях, с целью разработки соответствующих чрезвычайных мер (так называемые токсические центры)».

Ключевые участники

Европейская комиссия, Европейское химическое агентство и международные организации играют свою роль в CLP и GHS.

Руководство и службы поддержки

Руководство по применению положений Регламента CLP доступно в разделе Руководства CLP на веб-сайте ECHA, включая Вводное руководство по Регламенту CLP и Руководство по применению критериев CLP.

Национальные службы поддержки были созданы для предоставления рекомендаций на национальных языках. Их контактные данные доступны в разделе службы поддержки на веб-сайте ECHA.

События CLP

Ссылки

Архив

Следующие страницы содержат архивную информацию о подготовке Регламента CLP:

Следующие страницы содержат архивную информацию о выполнении Директивы 1999/45 / EC (Директива об опасных препаратах), который был отменен 1 июня 2015 года. Обратите внимание, что смеси, размещенные на рынке до 1 июня 2015 года в соответствии с Директивой 1999/45 / EC, могут продаваться со старой этикеткой до 1 июня 2017 года. .

таблица Менделеева | Определение и группы

Изучите периодический закон химии, чтобы понять свойства элементов и их взаимосвязь.

Объяснение таблицы Менделеева.

Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотреть все видео по этой статье

Периодическая таблица , полностью периодическая таблица элементов , в химии организованный массив всех химических элементов в порядке возрастания атомного номера — i. е., полное число протонов в атомном ядре. Когда химические элементы расположены таким образом, в их свойствах существует повторяющийся образец, называемый «периодическим законом», в котором элементы в одном столбце (группе) имеют схожие свойства. Первоначальное открытие, сделанное Дмитрием Ивановичем Менделеевым в середине XIX века, имело неоценимое значение для развития химии.

таблица Менделеева

Современная версия периодической таблицы элементов.

Encyclopædia Britannica, Inc.

Популярные вопросы

Что такое таблица Менделеева?

Что общего у групп периодической таблицы?

Группы периодической таблицы отображаются в виде вертикальных столбцов, пронумерованных от 1 до 18. Элементы в группе имеют очень похожие химические свойства, которые возникают из количества присутствующих валентных электронов, то есть количества электронов в крайних электронах. оболочка атома.

Откуда взялась периодическая таблица Менделеева?

Расположение элементов в таблице Менделеева происходит от электронной конфигурации элементов. Из-за принципа исключения Паули не более двух электронов могут заполнить одну и ту же орбиталь. Первый ряд периодической таблицы состоит всего из двух элементов: водорода и гелия. Поскольку у атомов больше электронов, у них появляется больше орбит, доступных для заполнения, и, следовательно, строки содержат больше элементов, расположенных ниже в таблице.

Почему периодическая таблица Менделеева разделяется?

У периодической таблицы есть две строки внизу, которые обычно отделяются от основной части таблицы. Эти ряды содержат элементы ряда лантаноидов и актиноидов, обычно от 57 до 71 (от лантана до лютеция) и от 89 до 103 (от актиния до лоуренсия) соответственно.Для этого нет никаких научных причин. Это сделано только для того, чтобы стол стал более компактным.

Фактически не было признано до второго десятилетия 20-го века, что порядок элементов в периодической системе соответствует порядку их атомных номеров, целые числа которых равны положительным электрическим зарядам атомных ядер, выраженным в электронных единицах. . В последующие годы был достигнут большой прогресс в объяснении периодического закона с точки зрения электронного строения атомов и молекул.Это уточнение повысило ценность закона, который используется сегодня так же активно, как и в начале 20 века, когда он выражал единственную известную взаимосвязь между элементами.

интерактивная таблица Менделеева

Современная версия периодической таблицы элементов. Чтобы узнать название элемента, атомный номер, конфигурацию электронов, атомный вес и многое другое, выберите элемент из таблицы.

Encyclopædia Britannica, Inc.

История периодического закона

В первые годы 19-го века произошло быстрое развитие аналитической химии — искусства различения различных химических веществ — и, как следствие, накопление огромного объема знаний химических и физических свойств как элементов, так и соединений.Столь быстрое расширение химических знаний вскоре потребовало классификации, поскольку на классификации химических знаний основана не только систематизированная химическая литература, но и лабораторные науки, благодаря которым химия передается как живая наука от одного поколения химиков к другому. Связи между соединениями обнаруживались легче, чем между элементами; так получилось, что классификация элементов на много лет отстала от классификации соединений. Фактически, между химиками не было достигнуто общего согласия относительно классификации элементов в течение почти полувека после того, как системы классификации соединений стали общепринятыми.

J.W. Доберейнер в 1817 году показал, что объединяющий вес, означающий атомный вес, стронция находится посередине между весом кальция и бария, а несколько лет спустя он показал, что существуют другие такие «триады» (хлор, бром и йод [галогены] и литий, натрий и калий [щелочные металлы]). Ж.-Б.-А. Дюма, Л. Гмелин, Э. Ленссен, Макс фон Петтенкофер и Дж. П. Кук расширили предложения Доберейнера между 1827 и 1858 годами, показав, что аналогичные отношения простираются дальше, чем триады элементов: фтор добавляется к галогенам, а магний — к щелочноземельным элементам. металлы, тогда как кислород, сера, селен и теллур были классифицированы как одно семейство, а азот, фосфор, мышьяк, сурьма и висмут — как другое семейство элементов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Позднее были предприняты попытки показать, что атомные веса элементов могут быть выражены арифметической функцией, и в 1862 г. А.-Э.-Б. де Шанкуртуа предложил классификацию элементов, основанную на новых значениях атомных весов, данных системой Станислао Канниццаро ​​1858 года. Де Шанкуртуа нанес атомные веса на поверхность цилиндра с окружностью 16 единиц, что соответствует приблизительному атомному весу кислород.Получившаяся спиральная кривая привела близко связанные элементы к соответствующим точкам выше или ниже друг друга на цилиндре, и, как следствие, он предположил, что «свойства элементов являются свойствами чисел», что является замечательным предсказанием в свете современных знаний.

Классификация элементов

В 1864 году J.A.R. Ньюлендс предложил классифицировать элементы в порядке возрастания атомного веса, при этом элементам присваиваются порядковые номера от единицы и выше и разделены на семь групп, обладающих свойствами, тесно связанными с первыми семью из известных в то время элементов: водород, литий, бериллий, бор, углерод. , азот и кислород.Это соотношение было названо законом октав по аналогии с семью интервалами музыкальной гаммы.

Затем в 1869 году, в результате обширной корреляции свойств и атомных весов элементов, уделяя особое внимание валентности (то есть количеству одинарных связей, которые может образовывать элемент), Менделеев предложил периодический закон: согласно которому «элементы, расположенные в соответствии с величиной атомного веса, демонстрируют периодическое изменение свойств». Лотар Мейер независимо пришел к аналогичному выводу, опубликованному после появления статьи Менделеева.

WebElements Периодическая таблица »Периодичность» Номера групп »Галерея Менделеева

Номер группы — это идентификатор, используемый для описания столбца стандартной периодической таблицы, в которой появляется элемент.

Группы 1-2 называются s-блочными элементами.

Группы 1-2 (кроме водорода) и 13-18 называются элементами основной группы.

Группы 3-12 называются d -блочными элементами.

Группы 3-11 называются переходными элементами.Переходные элементы — это те, атомы которых имеют неполную d-подоболочку или чьи катионы имеют неполную d-подоболочку.

Группы 13-18 называются p-блочными элементами.

Элементы основной группы в первых двух строках таблицы называются типичными элементами.

Первый ряд элементов f-блока называется лантаноидами (или, что менее желательно, лантаноидами. Второй ряд элементов блока f называется актаноидами (или, менее желательно, актанидами.

)

Обычно используются следующие названия определенных групп в периодической таблице:

  • Группа 1: щелочные металлы
  • Группа 2: щелочноземельные металлы
  • Группа 11: чеканные металлы (название не утверждено ИЮПАК)
  • Группа 15: пниктогены (название не одобрено ИЮПАК)
  • Группа 16: халькогены
  • Группа 17: галогены
  • Группа 18: благородные газы

Кроме того, группы могут быть идентифицированы первым элементом в каждой группе, поэтому набор элементов Группы 16 иногда называют кислородной группой.

шт.

Нет

Банкноты

С лейблами Группы существует значительная путаница. Схема, используемая в WebElements, является числовой и соответствует текущему соглашению IUPAC. Две другие системы менее желательны, так как они сбивают с толку, но все еще широко используются. Обозначения A и B совершенно произвольны. Первый из них (A слева, B справа) основан на более старых рекомендациях IUPAC и часто используется в Европе. Последний набор (элементы основной группы А, переходные элементы В) широко использовался в Америке.

904 904 904 VIIIA 904 904 VIIIA III IVB 904 904 904 VIIIA 904 VB
Схемы маркировки ИЮПАК, европейских и американских групп
Группа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 903 12 903 16 17 18
Европейский IA IIA IIIA IVA VA VIA VIIA VIIIA VIIIA VIB VIIB VIIIB
Американский IA IIA IIIB IVAB VB VIB14 904 VII13 904 904 VIIIB 904 904 VIIIB 904 904 VIIIB IIB IIIA IVA VA VIA VIIA VIIIA

Источники литературы

  1. Международный союз чистой и прикладной химии: Комиссия по номенклатуре неорганической химии, Номенклатура рекомендаций по неорганической химии 2005 , Eds. Н.Г. Коннелли, Т. Дамхус, Р.М. Хартсхорн, А. Хаттон, Королевское химическое общество, 2005. ISBN-13: 978-0854044382.
  2. W.C. Фернелиус и В. Пауэлл, «Путаница в периодической таблице элементов», J. Chem. Эд. , 1982, 59, , 504-508.
  3. Периодическая таблица в любом томе Inorganic Oxford Chemistry Primers, Oxford University Press, Oxford, UK.
Исследуйте элемент по своему выбору с помощью этой таблицы Менделеева.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *