Акустика для домашних кинотеатров – Домашние акустические системы — Hi-Fi и High End акустика, купить колонки для домашнего кинотеатра

Содержание

фронтальные, тыловые, потолочные, настенные, центральные

Самой важной составляющей современного домашнего кинотеатра является акустика с большим набором различного назначения колонок. Их задача — передавать все нюансы звука и спецэффекты для погружения зрителя в волшебный мир кино. Выбрать систему непросто, но ещё сложнее её правильно установить, ведь каждая колонка имеет свое назначение.

Конфигурация

Колонки для домашнего кинотеатра располагаются по периметру помещения, вокруг зрителя, на строго определённых равных расстояниях:

  • спереди — центральные;
  • по бокам — фронтальные;
  • сзади — тыловые.

Можно устанавливать их на пол, а иногда используют настенный вариант на уровне головы зрителя, для создания большего восприятия нюансов звучания.

Кроме стандартного набора колонок в систему входит как минимум два источника звука:

  1. Акустика центрального канала
    , которая устанавливается под экраном или транслирующим изображение плоским телевизором. Её располагают в горизонтальном положении, задача — озвучивать диалоги.
  2. Сабвуфер, отвечающий за передачу низких частот.

Классический набор акустической системы для домашнего кинотеатра типа 5.1 состоит из следующих компонентов:

  1. Колонки фронтальные, расположенные по бокам — 2 шт.
  2. Тыловые динамики, установленные сзади — 2 шт.
  3. Центральная колонка, горизонтально расположенная перед ТВ или сзади экрана — 1 шт.
  4. Сабвуфер, который может быть расположен в любой точке комнаты. Перед установкой эмпирическим методом определяют вариант максимально хорошего звучания.

Такой набор идеально подходит среднестатистическому покупателю, и считается бюджетным вариантом акустической системы для домашнего кино.

Варианты расположения

Установка колонок возможна в трех вариантах:

  • напольном;
  • настенном;
  • потолочном.

Важно не приставлять их вплотную к поверхности стен, чтобы не потерять качество звучания. Для более свободных в финансовом смысле пользователей, ищущих максимум ощущений, есть системы 7.1, 9.1 и даже 9.2. Стоимость их намного выше, что не всегда можно сказать о качестве.

Сегодня стало модным использовать потолочные акустические системы

: они устанавливаются в помещениях для отдыха, где слушают музыку или установлен домашний кинотеатр. Они могут быть встроенного типа. По-прежнему актуально расположение в классическом стиле: фронтальные, тыловые и центральные. Это сугубо личные предпочтения.

Важно! Закрепляются колонки потолочного типа только на весьма прочное основание из металлопрофиля или из деревянного бруса.

Прежде чем сделать окончательный выбор, убедитесь в достоинствах потолочных колонок, и что их внешний вид идеально подойдёт к интерьеру помещения. После всех сравнений смело приобретайте выбранный вариант. Потолочные устройства наполняют всё помещение равномерным звуком, и присутствующие могут почувствовать себя в концертном зале или кинотеатре.

Нюанс: при расстановке тыловые колонки находятся немного ближе к зрителям, чем остальные, поэтому надо с помощью настроек ресивера уравнять виртуальное расстояние, чтобы получить идеальное звучание.

Нюансы мощности

Когда акустика сделана на основе пассивных излучателей звука, не содержащих встроенных усилителей, то её мощность считается специалистами номинальной. Производители указывают Root Mean Square — среднеквадратическую мощность усилителя акустической системы, при которой она может функционировать сколь угодно долго.

Существует Peak Music Power Output — пиковая музыкальная выходная мощность, которую любая акустика выдерживает только кратковременно, не более секунды. Основной критерий при выборе мощности аппаратуры — это размеры помещения, где она будет установлена:

  • при площади в 17 кв. м. будет достаточно 60—80 Вт;
  • если помещение 20—30 кв. м., то ориентируются на 100 Вт;
  • при больших, просторных гостиных более 40 кв. м., потребуется 150—200 Вт.

Все приведённые выше расчёты даны при условии использования моноканальной акустики. При окончательном выборе системы для домашнего кинотеатра необходимо учитывать два основных параметра:

мощность установки и качество её звучания. Они оказывают существенное влияние на общую цену, но именно от мощности будет зависеть громкость и величина звукового давления.

Совет специалиста! В комплекте домашнего кинотеатра все устройства имеют одинаковые параметры звучания. Если же вы самостоятельно подбираете колонки, то могут быть различные расхождения в звуковом диапазоне.

Для небольшой комнаты, где фильмы будут просматривать не более двух человек, вполне достаточно приобрести систему с компактными динамиками потолочного типа, что считается специалистами более приемлемым вариантом при расположении в ограниченных пространствах.

Чувствительность

У акустики для домашнего кинотеатра чувствительность находится в диапазоне 84—102 дБ, что означает следующее: при сигнале с мощностью 1 Вт и частотой 1 тысяча Гц, компоненты системы на расстоянии одного метра оказывают именно такое звуковое давление. Чем больше такой параметр, тем громкость звучания при постоянной мощности будет значительно выше, но надо учитывать один негативный аспект — довольно нежная и чувствительная акустическая система может быть повреждена очень мощным усилителем, динамики просто не выдержат.

Поэтому при самостоятельном подборе всех составляющих будущего кинотеатра надо учитывать их согласованную и безопасную работу.

The frequency response

Амплитудно-частотная характеристика — это зависимость амплитуды выходящего сигнала от собственной частоты входящего, идеально график выглядит как прямая линия, но на практике такое невозможно, т. к. на различных частотах она имеет подъёмы и спады.

Наш уникальный слуховой аппарат способен воспринимать и различать звуки с частотой 20 Гц — 20 кГц, впрочем, это чисто индивидуальная особенность каждого человека — с возрастом распознавание высоких частот снижается, поэтому пожилые люди слышат не всё, что им говорят.

В акустике установлен сабвуфер, воспроизводящий звуки низкой частоты 2—250 Гц. Поэтому от колонок не требуется хороших амплитудно-частотных характеристик при таких частотах, главное, чтобы не было превышения указанных значений.

Коротко о коэффициенте гармонических искажений

Механизм преобразования электросигнала в звуковой имеет один только недостаток — при воспроизведении появляются звуки равные основной частоте, их называют гармоники. Не каждый производитель указывает такой параметр в характеристиках выпускаемых акустических систем, хотя он имеет международное обозначение — THD или Total Harmonic Distorsions (суммарный коэффициент гармонических искажений), который задают % или дБ.

Чем меньше величина этого параметра, тем качественнее звук всей акустики.

Окончательный выбор

Выбрать качественную акустическую систему не так уж просто: предложений много, всё зависит от вашего предпочтения и денежных ресурсов. Для облегчения выбора приводим сравнительную таблицу основных параметров и цены.

Таблица сравнительных характеристик акустических систем

Ед. изм.Jamo A 102 HCS 5Focal-JMlab Sib & Cub 2Klipsch Cinema 6JBL CS 680
сателлитыдвух полосные
характеристика частоты 

Гц-кГц

 

150—20

 

75—20

 

116—20

 

100—20

чувствительностьдБ/В/м86/2,8/1,090/2,8/1,089/2,8/1,088/2,8/1,0
сопротивлениеОм6,08,0
центр. колонкадвух полосная
характеристика частоты 

Гц-кГц

 

150—20

 

75—20

 

105—20

 

100—20

чувствительностьдБ/В/м86/2,8/190/2,8/190/2,8/1,088/2,8/1,0
сопротивлениеОм6,08,0
сабвуфер

динамик низких частот

 

 

см

 

 

20

 

 

21

 

 

25

 

 

20

мощностьВт200100200125
характеристика частоты 

Гц

 

36—150

 

40—150

 

35—120

 

35—160

стоимостьрубли/евро10000/--/700-/100014000/-

Из таблицы видно, что не всегда высокая цена гарантирует отличное качество, тем более что кабели и соединительные провода надо будет приобретать отдельно, как в 1 и 3 варианте. Разница в характеристиках не столь существенна, как и диаметр динамика сабвуфера, но некоторые параметры Jamo впечатляют, не говоря уже о разнице стоимости.

Выбирая технику, ориентируйтесь по личным предпочтениям. Обращайте внимание на дизайн: все колонки должны вписываться в интерьер как в настенном варианте расположения, так и в любом другом.

tehnika.expert

Тыловая акустика для домашнего кинотеатра

Домашний кинотеатр без хорошей акустической системы останется обычным телевизором, ведь эффект присутствия в большей степени зависит не от размера экрана, а от звуков, сопровождающих действие. Если быть точнее – от того, как расположены их источники.

Акустические системы домашних кинотеатров

Эффекта присутствия можно добиться только в том случае, если источников звука будет больше одного. Поэтому акустические системы для домашних кинотеатров строятся из одного сабвуфера и нескольких колонок. Первое устройство отвечает за трансляцию низкочастотных звуков и по этой причине имеет большие размеры, чем все остальные. Это объясняется законами физики: чем ниже частота, тем больше длина волны и размер излучателя сигнала. Поэтому сабвуфер ставят в центре, под экраном, и все типы акустических систем строят на его основе. Например, простейшим вариантом является тип 3.1 – три акустических колонки и один сабвуфер. Наиболее распространена система 5.1, поскольку именно это число колонок позволяет разбить ее на две части:

  1. Фронтальную.
  2. Тыловую.

На фронтальные акустические системы возлагается задача качественной передачи звучания. А вот тыловая акустика для домашнего кинотеатра является как раз той вишенкой на торте, которая обеспечивает эффект присутствия. Перед тыловыми колонками ставится задача создания спецэффектов и несколько размытого звукового фона. Чтобы достичь желаемого эффекта, тыловая аудиосистема должна отвечать следующим требованиям:

  • Согласовываться с основной (фронтальной) акустической системой по числу каналов.
  • Конструкция колонок должна быть такой, чтобы звук распространялся минимум по двум осям, расположенным под углом друг к другу.
  • Колонки располагаются так, чтобы у зрителя создавалось субъективное ощущение присутствия в центре событий.

Технические требования к тыловым аудиосистемам

Тыловые аудиосистемы не отвечают за качество звучания, а создают некий пространственный эффект. Поэтому их частотный диапазон и чувствительность могут быть меньшими, чем у фронтальных систем. Однако количество тыловых колонок должно быть таким, чтобы у основной акустической системы не осталось незадействованных каналов. Например, если фронтальная АС использует кодек Dolby Digital, количество каналов у которой 5.1, можно использовать одну тыловую АС Polk Audio FXi A4 из двух колонок. А если число каналов 7.1 – кодек Dolby Digital Plus, то число колонок увеличивается до четырех.

Тыловые биполярные колонки

Немаловажное значение имеет и конструкция самих звуковых излучателей. Они бывают трех типов:

  1. Монополярные – когда все динамики находятся на одной панели и ось распространения звука у них одна и та же.
  2. Биполярные – динамики на двух разных плоскостях.
  3. Диполи – конструктивно похожи на вторые, но динамики работают в противофазе.

Монополярные колонки обеспечивают максимальное качество воспроизведения, звучание из них самое четкое, точечное. Поэтому для тыловых аудиосистем они не подходят. Биполярные создают пространственный эффект, а диполи – диффузию звукового поля, близкую к естественному шуму. Вот именно эти колонки лучше всего подходят для тыловых. Аудиосистемы, имеющие режим работы в противофазе, имеют в своем модельном индексе литеры FX. Компания Monitor Audio (Великобритания) выпускает высококлассные акустические системы hi-fi, колонки которых можно переключать из режима биполярного в диполь и варьировать звуковые эффекты.

Расположение и подключение тыловых аудиосистем

Классически правильное расположение тыловых аудиосистем – на дуге окружности, радиус которой равен от места расположения зрителя до фронтальной колонке и под таким углом к ней, чтобы угол между осями звучания был равен 1100. Если помещение большое, то можно ставить напольные колонки, хотя более популярными являются настенные, которые крепятся непосредственно на несущих конструкциях или на полках. В последнее время особую популярность получили так называемые потолочные колонки. Их монтаж несколько сложнее настенных, но достигаемый звуковой эффект стоит того.

Если размеры комнаты позволяют, то диван лучше отодвинуть от стены и расположить тыловые колонки несколько сзади него. Во всяком случае эти излучатели звука не должны быть впереди места зрителя. Вы можете поэкспериментировать с направлением звуковой оси тыловой системы – поставить колонки лицом друг к другу или даже развернуть их к стене, добившись эффекта реверберации за счет многократного отражения.

Поскольку для тыловых аудиосистем не принципиально важно высокое качество звучания, то для их подключения можно использовать протокол Bluetoth, который при использовании кодеков ранних версий режет верхнюю часть спектра сигнала.

Примеры тыловых аудиосистем

Относительно дешевой тыловой аудиосистемой окружающего звука является АС Polk Audio FXi A4. Она оснащена драйвером СЧ/НЧ диаметром 133 мм с полимерным диффузором и двумя твитерами 25,4 мм, купола которых выполнены из шелково-полимерного композита. Рабочий диапазон от 60 Гц до 20 кГц, чувствительность 88 ДБ. Есть возможность переключения из режима диполя в биполярный. Совместима с фронтальными АС формата 5.1, а для работы с 7.1 нужна еще одна пара динамиков. Колонки можно располагать можно на стене, на полке или на потолке.

Купить тыловую аудиосистему можно во многих интернет-магазинах, при этом не стоит гнаться за самыми продвинутыми и дорогими моделями. Если вы подойдете творчески к ее размещению и не поленитесь экспериментировать со звуком, то получите эффект полного погружения в мир экранного действа.

new-reality.pro

выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2) / Stereo.ru

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее ~15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 3\4 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Часть 1: Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

stereo.ru

Встраиваемая акустика для домашнего кинотеатра

При выборе акустики для домашнего кинотеатра обратите свое внимание на встраиваемые варианты. Такие системы дают возможность для незаметного слияния акустической техники с интерьером, принимая во внимание все его конструктивные особенности. Воистину идеальное звучание домашнего кинотеатра дают динамики, обустроенные в потолке, и в то же время они совершенно не видны. Встроенная и потолочная акустика делают звуковой ряд близким к совершенству, полностью реализуя эффект присутствия.

Преимущества встраиваемой акустики

Далеко не всем владельцам квартир, особенно малогабаритных, удаётся достаточно эффективно разместить компоненты своего домашнего кинотеатра. Креативный выход при стеснённых жилищных условиях помогли найти создатели современных акустических систем. Комплекс встраиваемой акустики не только помогает максимально использовать интерьер, но и существенно облегчает финансовую нагрузку.

Современные достижения в конструкции встраиваемых колонок, динамическая настройка интерьерных резонаторов, системное слияние — все эти факторы способствуют получению уровня звука домашнего кинотеатра как минимум не ниже, чем у корпусных колонок. Конечно, если мы говорим о правильном размещении и монтаже встраиваемой аппаратуры.

Краеугольной задачей встраиваемой акустики домашнего кинотеатра является рациональное и грамотное размещение колонок в стенных или потолочных проёмах. Акустика такого типа должна не только гармонично вписываться в интерьер, но и быть совместимой по техническим функциям с его размерами и особенностями. Важнейшими достоинствами встраиваемой акустики являются:

  1. Конструктивные детали, создающие идеальные условия для звучания колонок. К примеру, специальные прорезиненные демпфера, которые поглощают навязчивое дребезжание и делающие звучание системы сочным и выразительным.
  2. Условия для более точного размещения колонок. Заранее определив позицию для них, можно добиться идеального объёмного звучания.
  3. Возможность создания однородного уровня звука на всей территории домашнего кинотеатра.
  4. Эстетика оформления помещения. Спрятав колонки, можно спланировать более выразительный и гармоничный интерьер, не расходуя пространство на размещение напольных колонок.

Встраиваемые акустические системы предусматривают свободную планировку домашнего кинотеатра. Это качество разительно отличает их от жёсткого размещения напольных колонок.

Безусловно, инсталлировать встроенную акустику непросто, но затраты полностью окупаются получением наиболее естественного звучания. Утопленная в стены встроенная акустика совершенно незаметна и обнаруживает себя только лишь звуком. К трудозатратам необходимо отнести оборудование в стенах надлежащих проёмов и работы по звукоизоляции стен.

Особенности монтажа

При создании системы домашнего кинотеатра важно определиться, когда будут монтироваться встроенные колонки: в готовом помещении или на стадии строительства? При размещении во время строительства отдаётся преимущество колонкам с собственным корпусом. Их гораздо проще монтировать, как следствие, можно реализовать максимальную мощность с качественным чистым звучанием.

Встроенная акустика, предназначенная для размещения в стене, достигает значительных размеров. Это позволяет повысить коэффициент производительности, особенно в спектре низких частот. Кроме того, звук из таких систем не будет резонировать в смежные комнаты. Если используются акустические короба, то исключается воздействие постороннего электромагнитного поля, плюс высокая степень пожаробезопасности.

Объём из металла, необходимый для устранения губительных колебаний, носит название акустического короба. Эта идеальная система размещения колонок устанавливается вплотную к направляющим, а не к листу гипсокартона. Большинство подобных объёмов отличаются огнеупорностью.

Существуют системы, где встроенные колонки располагаются в акустических коробах на шарнирных креплениях, что даёт возможность настраивать направленность звукового потока. Недостатком такой компоновки является высокая стоимость.

Нюанс: при напольной комплектации компоненты акустической системы можно приобретать вразброс, от разных производителей. Встроенная акустика, как правило, реализуется в готовых комплектах, разных по конструктивным особенностям и величине мощности.

Любая встраиваемая система имеет защитную решётку из металла. Как правило, вместе с решёткой идёт улавливающая прокладка для защиты от пыли. Наружный фланец решётки возможно закрасить в любой цвет, согласно цветовому решению интерьера. Домашний кинозал со встроенной акустикой, безусловно, более солидно смотрится по сравнению с проводным вариантом.

Установка встраиваемой системы

Общепринятым методом монтажа встроенной акустики считается следующий:

  1. Лист гипсокартона укрепляется между наружным фланцем и внутренними лапами.
  2. Колонки помещаются через вырез, сделанный по специальным лекалам, обычно идущим в комплекте.
  3. Затем на наружную панель устанавливается защитная решётка.

Существует панель, делающая колонки относительно невидимыми. Она монтируется в уровень стены или потолка и штукатурится в тон стеновой плоскости.

Для монтажного соединения компонентов встраиваемой акустической системы необходимо применять специальный инсталляционный кабель, соответствующий правилам и нормам пожарной безопасности. Такой кабель собирается из двух проводов, изолированных друг от друга и помещённых в несущий огнеупорный изолятор. В кабеле проложен специальный корд, придающий ему дополнительную надёжность и помогающий протягивать его через трубы на значительные расстояния. Стоит отметить, что встраиваемые системы могут быть и беспроводными, но это скажется на качестве получаемого звука.

Оптимальным параметром размещения считается 1 колонка на 20 кв. м. площади. При этом необходимо делать сноску на целый ряд деталей, таких как уровень потолка комнаты, шумовой коэффициент, декоративные детали помещения.

Размещение акустической системы

В оптимальном варианте все три фронтальных динамика должны быть на одной линии с ухом сидящего слушателя и равноудалены друг от друга. Такая расстановка позволит звуковому сигналу по кратчайшему пути достигать слушателя. Если из-за интерьерных особенностей равноудалённость не соблюдается, необходимо это сбалансировать схемой ресивера либо процессора.

Оба боковых канала оптимально должны размещаться несколько выше уровня уха и отодвинуты назад от зоны восприятия.

Простейший вариант встраиваемого сабвуфера для домашнего кинотеатра — это элементарный низкочастотный динамик. Монтируется такая колонка так же, как и обыкновенная встраиваемая. Саб высокого класса— это динамик НЧ в акустическом объёме. Подобная комбинация обычно размещается в стене. Наиболее эффективным является использование двух сабвуферов. Такая схема гарантирует равномерное распределение басов по всей площади звучания, при этом прилично увеличивается выходной звуковой сигнал.

Крайне важно точное расположение обоих сабвуферов и оптимальным вариантом считается их симметричное размещение относительно зоны прослушивания. Таким образом достигается правильное акустическое суммирование, без случаев превалирования одной частоты или пропадания другой.

Встраиваемый сабвуфер является пассивным динамиком, для его работы необходим специализированный усилитель мощности.

При всей простоте вопроса с усилителем мощности, надо чётко понимать, что не существует простого линейного усилителя, который обеспечивал бы необходимую мощность для трёх или больше пар акустических систем, встроенных в стену. Для обеспечения приличного уровня звучания используют специализированные многоканальные усилители. Только в очень небольшом помещении возможно использование бытового усилителя с двумя парами акустических систем.

Акустика в потолке

Строго говоря, всю встраиваемую акустику можно разделить на два сегмента:

  • акустика потолочная;
  • акустика, встраиваемая в стену.

Первоначально, сферой применения потолочной акустики были производственные мощности: кафе, метро, магазины. В связи с бурным развитием технологий, потолочные колонки всё больше встречаются в быту.

Потолочная акустика или колонки окружающего значения предполагают идеальное распространение звуковой волны. Монтируя колонки в потолок, можно добиться эффекта полной невидимости звуковой аппаратуры. Как правило, это удел утончённых меломанов. Главные преимущества потолочных колонок:

  • маленькие размеры, «невидимость» в дизайне, полная защищённость от наружных воздействий;
  • потолочная акустика не перегружает пространство;
  • монтаж аналогичен монтажу точечных светильников.

При монтаже необходимо знать расстояние между перекрытием и подвесным потолком, т.к. глубина потолочной акустики порядка 15 сантиметров. Для предотвращения ненужных вибраций используют специальные уплотнительные накладки. Потолочная акустика подходит для любого исполнения потолка: натяжного, панельного. Колонки настолько легко монтируются, что не потребуется менять структуру потолка.

Используя такие колонки, можно оборудовать качественным звуком помещения, где невозможно установить напольные системы: кухню, ванную комнату, комнату с бассейном.

Настройка системы

Первым шагом в настройке домашнего кинотеатра всегда является проверка работоспособности встраиваемых колонок при помощи тон-генератора. Следующим этапом является проверка полярности с помощью опций автоматической установки на ресивере. Применение динамиков без заднего корпуса расфокусирует звук, и он будет передаваться в смежные помещения, поэтому крайне желательно использование задних корпусов. При точном местонахождении двух сабвуферов, область прослушивания имеет хороший баланс и отпадает неизбежность коррекции.

Хорошее расположение встраиваемой акустики и правильная её настройка подарит немало прекрасных мгновений качественного прослушивания музыкальных композиций, а уровень будет не хуже корпусных систем.

tehnika.expert

Очень серьезно про звук для домашних кинотеатров

3 года назад 19 января 2017 в 16:51

Акустика для домашнего кинотеатра – это словосочетание постоянно будоражит сознание и пытливый ум тысяч желающих погрузиться с головой в волшебный мир, созданный лучшими голливудскими киностудиями. Что лучше? Какой должна быть акустическая система для кинотеатра? Давайте попробуем прояснить ситуацию, насколько это возможно.

Так в чём же отличие акустических систем для домашнего кинотеатра от обычных, используемых в стерео системах? Да, по сути дела, ни в чём! Шокирующий ответ, не правда ли? Тем не менее, он верен почти всегда. Почти, потому что существуют некоторые исключения, которые мы, безусловно, затронем. Итак, начнем.

 

 


Изначально основной идеей домашнего кинотеатра было погружение зрителя в гущу событий. Конечно, этому способствует, в том числе, и реалистичное изображение большого формата, но главенствующая роль отведена звуку. Именно окружающие звуки заставляют нас чувствовать, что жизнь вокруг кипит: перед нами и позади нас, слева и справа, сверху и прямо под ногами. Звуки перемещаются в пространстве, формируя у нас пространственную картину всех происходящих вокруг событий. Отсюда родилась идея воплотить пространственное окружающее звучание в процесс просмотра фильмов, а для этого потребовалось «окружить» зрителя звуком со всех сторон. Так, пожалуй, и получился многоканальный звук. Из этого следует, что акустика для домашнего кинотеатра это не что иное, как комплект акустических систем, обеспечивающий окружающее звучание.

Комплекты акустических систем для домашнего кинотеатра в основном различаются по количеству входящих в них колонок. Колонки могут быть разнообразными: напольными и полочными, настенными и встраиваемыми в стены и потолок, также широко используются различные комбинации их между собой. Для получения качественного и полноценного звука не достаточно просто купить несколько колонок и расставить их по комнате, здесь необходима помощь специалиста. Акустические системы нужно умело подобрать, а для этого необходимо учесть очень много различных деталей. Баланс между размерами комнаты и размерами акустических систем, между характером звучания аппаратуры и колонок, между количеством акустических систем в системе и требованиями современных форматов многоканальной записи – всё это нужно учитывать и гармонично сочетать между собой.

 

Классическим комплектом считается пятиканальная система (5.1), состоящая, как не трудно догадаться, из пяти акустических систем. Фронтальная пара по бокам от экрана, акустика центрального канала под экран или телевизор, пара тыловых колонок, располагающихся позади зрителя, а также сабвуфер, обеспечивающий нам сочный бас. В принципе, такой набор колонок способен обеспечить достойное окружающее звучание, но прогресс не стоит на месте, и развитие продолжается ударными темпами. Спустя некоторое время, появились форматы, поддерживающие большее количество каналов в отличие от классических пяти, появились 6-ти, и даже, 7-ми канальные системы. В настоящее время, многие ресиверы способны озвучить даже 9 каналов звука.

Для удобства обозначения многоканальные комплекты акустики имеют понятное  цифровое обозначение, это же обозначение имеется и на ресиверах, и в названии большинства форматов записи, например: 5.1 или 6.1; 7.1; 7.2 и т.д. Первая цифра как раз и указывает на количество каналов воспроизведения, а что за цифра после точки? Цифра после точки указывает на количество сабвуферов, имеющихся в комплекте акустики. На корпусе ресивера эта цифра обозначает количество сабвуферов, которое к нему возможно подключить, если это потребуется. Сабвуфер – это специальная колонка, которая призвана воспроизводить самый глубокий бас и ничего кроме него. Если сделать промежуточный итог, то чем большее количество акустических систем можно подключить к ресиверу и чем больше каналов воспроизведения у Вас будет, тем большее количество современных форматов записи кинотеатрального звука вы сможете охватить, и тем медленнее будет моральное устаревание Вашей системы.

 

Что ж, теперь Вы знаете что такое многоканальные комплекты акустических систем для домашнего кинотеатра, и какие они бывают по составу. Самое время поговорить о том, как выбрать этот комплект. Самый простой способ- это купить готовый комплект, но, как правило, эти комплекты обладают весьма скромным звучанием и посредственным качеством сборки. Куда правильнее составить комплект из отдельных акустических систем. Безусловно, это будет дороже, но результат оправдает каждую вложенную в такую систему копейку.

Составляется комплект из тех же самых акустических систем, которые используются для стерео систем. Главным условием обеспечения полноценного, качественного и ровного «звукового поля», является применение в комплекте акустики от одного производителя и даже лучше одной серии (за исключением сабвуфера). В настоящее время выполнить это условие очень просто, так как практически все производители выпускают акустические системы сериями и в каждой из них, как правило, есть колонка центрального канала, фронтальная и тыловая пара.  Вам, по сути, остаётся лишь определиться с брендом и серией, которая Вам понравится по звучанию и устроит по бюджету.

 

 

 


Когда Вы определились с брендом и серией, возникает вопрос: «А какие колонки брать?». Выбор действительно велик: напольные, полочные, настенные и встраиваемые (я уже не говорю о конструктивных разновидностях). У каждой акустики имеются свои «плюсы» и «минусы». Встраиваемая акустика не бросается в глаза, настенная занимает минимум места и не претендует на «пол», напольная обладает мощным и динамичным звучанием, а полочная лучше подходит для небольших помещений. Вопросов много, ответов меньше, но есть утверждение, с которым спорить сложно.

 

Если все каналы усиления (пожалуй, за исключением центрального канала) состоят из одинаковых акустических систем, то звук будет тоже идентичный, а «звуковое поле» окружающего звучания будет очень равномерным и слитным. Истина кажется прописной, но на практике используется редко. Дело в том, что большинство владельцев домашних кинотеатров, используют его, в том числе, для прослушивания музыки, записанной в классическом двухканальном стерео формате. Воспроизводится музыка, в данном случае, через фронтальные акустические системы и поэтому большинство людей предпочитают вкладывать основную долю средств в приобретение наиболее качественной фронтальной пары колонок и слегка экономить на тылах, это вполне логично и правильно.

Помните, в начале статьи я упоминал о небольшом исключении? Так вот сейчас самое время вернуться к этому! Кроме обычных универсальных акустических систем есть ещё и специальные именно для кинотеатрального звука, и отличаются они наличием специального сертификата ТНХ.

ТНХ это набор требований к компонентам домашнего кинотеатра, выполнение которых гарантирует  безупречный кинотеатральный звук и изображение, соответствующие оригиналу.

Сертификат присваивается только при полном соответствии всех параметров компонента или акустической системы одному из уровней сертифицирования. Уровней всего несколько THX Select, THX Select2, THX Surround EX, THX Ultra, THX Ultra2. Идеальный результат по стандарту ТНХ гарантирован только в случае если все компоненты Вашего кинотеатра имеют соответствующий сертификат. Изначально ТНХ был разработан по заказу кинокомпании Lucasfilm, причиной столь необычного желания было отсутствие на рынке компонентов, способных качественно передать звук и изображение первых эпизодов «Звёздных войн». С тех самых пор сертификат ТНХ стал гарантией качества и достоверности звука в системах домашнего кинотеатра.

Вот, пожалуй, и весь небольшой «багаж» знаний об акустике для домашнего кинотеатра, который поможет слегка сориентироваться на начальном этапе. Для того чтобы не прогадать и не ошибиться с выбором акустики для домашнего кинотеатра, с которой Вам предстоит «жить» ближайшие несколько лет (или больше) проще всего посетить наш салон и позволить нам решить все Ваши задачи быстро и качественно. Мы подберем для Вас индивидуальный проект домашнего кинотеатра, с учетом размеров помещения и оговоренного бюджета. А в нашем каталоге Вы можете ознакомиться с типовыми решениями акустики для домашнего кинотеатра.

 

 

Комплекты акустики для домашнего кинотеатра