Опыт вулкан в домашних условиях: Вулкан из соды и уксуса

Содержание

Вулкан из соды и уксуса

Уксусная кислота и сода пищевая — это недорогие, доступные средства, нашедшие широкое применение в домашнем хозяйстве.

Фото: Depositphotos.com. Автор: ilona75.

Их используют при выпечке кондитерских изделий как разрыхлитель или в качестве чистящих и моющих средств, помогающих избавиться от накипи, жира, известковых отложений и пятен на одежде.

А ещё при помощи этих веществ можно провести познавательный опыт для детей, сделав в домашних условиях «настоящий вулкан» из соды и уксуса.

Как действуют компоненты и что происходит во время опыта

При соединении соды с уксусом можно наблюдать обильное выделение пены и услышать характерное шипение. Почему это происходит?

Подобное явление — это простейшая химическая реакция, протекающая довольно бурно и зрелищно.

Пищевая сода, или натрий двууглекислый, является щёлочью, и при соединении с кислотой она распадается на соль, воду и углекислый газ. Иными словами, происходит нейтрализация веществ, за счёт чего и выделяется обильная пена.

На заметку. Длительность реакции зависит от объема компонентов, которые используются при проведении опыта. Чем больше соды, тем продолжительнее будет извержение.

Красивый искусственный снег из соды.

Что понадобится для проведения опыта

Чтобы порадовать детей и устроить дома «извержение вулкана», понадобятся следующие материалы:

  • уксус;
  • пищевая сода;
  • вода;
  • пластиковый или стеклянный сосуд;
  • поднос или большая тарелка;
  • ложка.

Если не нашлось уксуса, можно заменить его лимонной кислотой, результат эксперимента будет идентичным.

Проведение опыта: 3 простых способа

Проявив фантазию и творческий подход, можно придумать различные варианты проведения этого опыта.

Начнём с самого простого.

Способ 1: «Буря в стакане воды»

Чтобы провести эксперимент, понадобится стакан воды, столовая ложка уксуса и столько же соды.

Действовать нужно в такой последовательности:

  1. Установить сосуд на поднос или большую тарелку.
  2. Налить в воду уксусную кислоту и размешать.
  3. Добавить в ёмкость соду. Можно высыпать весь объём вещества сразу же, но реакция будет продолжительнее, если вводить его постепенно.

В результате соприкосновения молекул используемых веществ гидрокарбонат натрия начнет выделять углекислый газ, за счёт которого и происходит бурление.

Способ 2: «Проснувшийся вулкан»

Чтобы картина бурления вулкана получилась более достоверной, помимо основных компонентов, понадобится удлинённая пластиковая емкость, например обрезок бутылки объёмом 0,5 л, баночка из-под детского питания или колбочка от мыльных пузырей. А также нужен пластилин для декора.

Действовать нужно в таком порядке:

  1. Облепить пластмассовую емкость пластилином, имитируя жерло вулкана.
  2. Установить заготовку на поднос и заполнить содой примерно до половины.
  3. Добавить несколько столовых ложек уксуса.

Совет. Можно сделать «вулканическую лаву» цветной, смешав соду с красителем. Тогда зрелище будет поистине потрясающим и приведет в восторг маленьких зрителей.

Способ 3: «Радужная лава»

Деткам больше по душе цветные и красочные зрелища, и можно сделать несколько вулканчиков из соды и лимонной кислоты, добавив разные красители.

Подготовка опыта займет немного больше времени, нежели в предыдущих случаях, но эффект того стоит.

Для организации эксперимента будут нужны:

  • 6 маленьких стаканчиков или емкостей из-под детского питания;
  • гуашевые краски разных оттенков;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • вода.

Совет. Чтобы защитить поверхность стола, лучше выбрать поднос или другую подставку с высокими бортиками, поскольку извержение будет бурным и обильным.

Потребуется сделать следующее:

  1. Скатать 6 разноцветных шариков из гидрокарбоната натрия и гуаши и отложить их в сторону.
  2. Установить на подносе баночки на некотором расстоянии друг от друга и наполнить их водой.
  3. Растворить в сосудах лимонную кислоту. Если ее в доме не оказалось, можно налить уксус.
  4. Бросить в каждую баночку по одному шарику и наблюдать за разноцветной реакцией.

Благодаря этому эксперименту детки смогут не только понаблюдать за радужным извержением, но и по завершении реакции долго рассматривать причудливое смешение цветов на подносе.

Знаете ли вы? Натрий двууглекислый в сочетании с уксусом поможет без труда надуть воздушные шарики. Для этого потребуется налить в бутылку разведенную водой уксусную кислоту в пропорции 1:1, а шарик заполнить содой.

Потом его нужно надеть на горлышко сосуда, зафиксировать скотчем или канцелярской резинкой (иначе он сорвется) и приподнять, чтобы сыпучий состав попал в жидкость.

При взаимодействии составляющих начнется бурная реакция, в результате которой будет выделяться углекислый газ, он и наполнит шарик.

Меры предосторожности при работе с химическими веществами

Важно! Любые, даже самые безобидные на первый взгляд вещества могут быть опасными, если неправильно с ними обращаться. Не являются исключением и компоненты для перечисленных опытов.

Чтобы «брызжущий шипящей лавой вулкан» принес только радость и веселье не закончилось неприятностями, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  1. Опыт должен производиться только под присмотром взрослых. Нельзя допускать, чтобы дети экспериментировали с химикатами самостоятельно.
  2. Перед началом эксперимента стоит запастись кухонными полотенцами, чтобы вовремя произвести уборку, если едкая жидкость прольётся.
  3. При работе с кислотой важно предотвратить ее попадание на открытые участки кожи во избежание ожога, а если это произошло, немедленно смыть жидкость водой. Можно защитить руки резиновыми перчатками.
  4. При «извержении вулкана» не стоит подходить к нему вплотную или наклоняться над сосудами, чтобы лучше рассмотреть происходящее. Во время бурления едкие брызги могут попасть на кожу или слизистую оболочку глаз.
  5. После завершения опыта нельзя оставлять использованные материалы, следует сразу же слить остатки жидкости в раковину, вымыть посуду и убрать химикаты в недоступное для детей место.

Полезное видео

Воспользовавшись описанными методами проведения экспериментов и соблюдая технику безопасности, можно радовать детишек самодельными извержениями хоть каждый день, что и увидите на экране

Лизун из соды в домашних условиях — менее яркий, но столь же радостный для детей эксперимент.

Мастер-класс «Действующий вулкан» | Опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение центр развития ребенка детский сад №189 Мастер-класс на тему «Вулкан своими руками Выполнила: Воспитатель Быхова Нина Олеговна

Слайд 2

Цели опытной деятельности Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Слайд 3

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ Образовательные задачи Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах. Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями. Формирование умения делать выводы, открытия. Развивающие задачи Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ. Развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия. Развитие внимания и памяти. Развитие речевых способностей. Воспитательные задачи Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований. Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи. Воспитание усидчивости и аккуратности.

Слайд 4

Подготовка к эксперименту Для того, чтобы сделать «действующий вулкан» нам потребуется: маленькая бутылочка, пластилин, бумажный конус, поднос, жидкое мыло, сода пищевая, пищевой краситель, уксус пищевой, пластиковые ложки, стаканчики, деревянная палочка.

Слайд 5

Правила безопасности Такой эксперимент очень нравится детям. Но проводит его ТОЛЬКО взрослый, следя за тем, чтобы дети не разлили или не выпили уксус.

Слайд 6

Основа вулкана

Слайд 8

Пошаговая инструкция Насыпаем в кратер немного соды. Добавляем жидкое мыло. Сыпем краситель.

Слайд 9

Ход эксперимента

Слайд 10

Ответственный момент Аккуратно перемешиваем все ингредиенты и аккуратно вливаем столовый уксус…

Слайд 11

Вулкан проснулся!

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» | Опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему:

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Цель:

Познавательное развитие:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Речевое развитие:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

Физическое развитие:

 укреплять здоровье детей.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность: картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход знятия

Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут…

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, … .

— Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … …. )

Если дети затрудняются, педагог использует загадку

Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

ДОЖДЬ

— Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

— Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

— В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

— Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

2фрагмент: — Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

— С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

— Что происходит дальше? (взрыв, лава)

— Как растекается лава?)

— Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

— Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

— Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий — это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

— Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

— Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

— Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

— Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

— Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

— Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

— Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

— Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

— Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок — символ

осторожно наливать воду — символ

лавы не трогать — символ

использовать салфетку- символ

— Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости — символ

добавить воды не больше 4 ложек- символ

— Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

— Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

— итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

— Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

— После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

— У кого очень быстро изливалась лава? …

— Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

— Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана.

Вулкан — опыт (эксперимент). Извержение вулкана — незабываемый опыт с детьми! Как сделать опыт вулкан

В рамках данной статьи приведено простое и доступное пошаговое руководство относительно того, как сделать вулкан в домашних условиях. В процессе своего развития ребенок задает все больше и больше вопросов. Лучше всего давать ответ на них, подтвержденный наглядным примером. И один из них и будет дан в рамках данной статьи.

Ингредиенты

Для решения вопроса о том, как сделать вулкан из пластилина в домашних условиях, необходимы следующие компоненты и материалы:

  • Пластиковая тара (можно взять любую бутылку емкостью от 0,5 до 2 л).
  • Пластилин для создания макета (в зависимости от его размеров может даже понадобиться несколько упаковок).
  • Пищевая фольга.
  • Две стеклянные колбочки для смешивания ингредиентов (в крайнем случае можно использовать стаканчики).
  • Жидкость для мытья посуды.
  • Краска красного цвета.
  • Уксусная кислота.
  • Песок.
  • Шприц медицинский одноразовый.
  • Ножницы.
  • Ложка.

Все это готовим заранее, чтобы затем, в процессе проведения эксперимента, не возникало различных заминок. Большая часть этого списка есть у каждой хозяйки дома. Чего не хватает — докупаем.

Делаем макет

Наиболее сложный этап в том, как сделать вулкан в домашних условиях, — это создание макета. Тут нужно включить воображение и должным образом его оформить. В качестве основы используем пластиковую бутылку. Она должна быть в центре, и из нее будет извергаться символическая лава.

Далее на нее накладывается слоями пластилин так, чтобы получилась горка. Кратер вулкана закрываем пищевой фольгой. При этом в нем необходимо сделать отверстие с помощью ножниц для того, чтобы была возможность смешивать ингредиенты лавы. На завершающем этапе поверхность пластилина покрываем песком. При желании для естественности макета его можно окрасить краской.

Смешиваем и получаем результат

Теперь разберемся с тем, как сделать в домашних условиях. Для начала в одной из колбочек смешиваем и краску. Затем добавляем к ним Детально перемешиваем полученный раствор до получения однородной массы. Во вторую колбочку наливаем уксусную кислоту. Теперь раствор из первой посудины с помощью ложки через заранее приготовленное отверстие заливаем в вулкан.

После этого к извержению все готово. Достаточно только наполнить шприц уксусной кислотой и затем быстро ее впрысн

Что такое вулкан? | Космическое пространство НАСА — Наука НАСА для детей

Краткий ответ:

Вулкан — это отверстие на поверхности планеты или луны, которое позволяет материалу, более теплому, чем его окружение, выходить из его недр. Когда этот материал ускользает, он вызывает сыпь.

Фонтан лавы на вулкане Килауэа, Гавайи. Кредит: Дж. Д. Григгс, USGS

.

Вулкан — это отверстие на поверхности планеты или луны, через которое материал, более теплый, чем окружающая среда, выходит из ее недр.Когда этот материал ускользает, он вызывает сыпь. Извержение может иметь взрывной характер, отправляя материал высоко в небо. А может быть более спокойным, с легкими переливами материала.

На этой фотографии показано извержение вулкана Сент-Хеленс в Вашингтоне в июле 1980 года. В результате извержения пепел поднялся в воздух на 6–11 миль (10–18 км) и был виден в Сиэтле, штат Вашингтон, на расстоянии 100 миль (160 км) до север. Предоставлено: Майк Дукас, USGS

.

Эти вулканические области обычно образуют горы, построенные из множества слоев скальных пород, пепла или других материалов, которые собираются вокруг них.Вулканы могут быть активными, бездействующими или потухшими. Активные вулканы — это вулканы, которые извергались недавно или, как ожидается, извержения произойдут в ближайшем будущем. Спящие вулканы больше не вызывают извержений, но могут снова когда-нибудь в будущем. Потухшие вулканы, скорее всего, никогда больше не извергнутся.

Что вызывает вулканы?

Лава пузырится из вулкана Килауэа в национальном парке вулканов Гавайев. Предоставлено: Скотт Хорват, Геологическая служба США.

Вулканы возникают, когда материал, который значительно теплее окружающей среды, извергается на поверхность планеты или луны изнутри.На Земле извергнутый материал может представлять собой жидкую породу («лава», когда она находится на поверхности, «магма», когда она находится под землей), пепел, шлак и / или газ. Существует три причины, по которым магма может подниматься и вызывать извержения на поверхности Земли.

Вулканы на Земле образуются из поднимающейся магмы. Магма поднимается тремя разными способами.

Магма может подняться, когда части земной коры, называемые тектоническими плитами, медленно удаляются друг от друга. Магма поднимается вверх, заполняя пространство.Когда это происходит, могут образовываться подводные вулканы.

Магма также поднимается, когда эти тектонические плиты движутся навстречу друг другу. Когда это происходит, часть земной коры может быть загнана глубоко в ее недра. Высокая температура и давление заставляют кору плавиться и подниматься в виде магмы. Последний путь подъема магмы — через горячие точки. Горячие точки — это именно то, на что они похожи — горячие области внутри Земли. Эти области нагревают магму. Магма становится менее плотной. Когда он менее плотный, он поднимается. Каждая из причин подъема магмы немного отличается, но каждая может образовывать вулканы.

Есть ли вулканы где-нибудь в нашей солнечной системе?

Да! В прошлом на других планетах было много вулканов. В некоторых местах нашей солнечной системы прямо сейчас извергаются действующие вулканы! Венера и Марс покрыты потухшими вулканами. На некоторых спутниках Юпитера, Сатурна и Нептуна прямо сейчас происходят извержения. Мы сфотографировали их с помощью множества различных космических аппаратов НАСА!

Массивный шлейф извергается с поверхности спутника Юпитера Ио.Предоставлено: NASA / JHU-APL / SRI.

Посетите Space Place’s Space Volcano Explorer, чтобы узнать больше!

Тектоника плит и вулканическая активность

Вулкан — это элемент земной коры, где расплавленная порода выдавливается на поверхность Земли. Эта расплавленная порода называется магмой, когда она находится под поверхностью, и лавой, когда она извергается или вытекает из вулкана. Помимо лавы, вулканы также выделяют газы, пепел и твердые породы.

Вулканы бывают разных форм и размеров, но чаще всего представляют собой холмы или горы конической формы.Они встречаются по всему миру, образуя хребты глубоко под поверхностью моря и горы высотой в тысячи метров. Около 1900 вулканов на Земле считаются активными, что означает, что они проявляют некоторую периодическую активность и могут извергаться снова. Многие другие представляют собой спящие вулканы, не демонстрирующие в настоящее время признаков взрыва, но, вероятно, станут активными в какой-то момент в будущем. Остальные считаются вымершими.

Вулканы — невероятно мощные агенты перемен. Извержения могут создавать новые формы рельефа, но также могут разрушать все на своем пути.Около 350 миллионов человек (или примерно один из 20 человек в мире) живут в «опасной зоне» действующего вулкана. Вулканологи внимательно следят за вулканами, чтобы лучше прогнозировать надвигающиеся извержения и подготовить близлежащее население к потенциальным вулканическим опасностям, которые могут поставить под угрозу их безопасность.

Тектоника плит

Большинство вулканов формируются на границах тектонических плит Земли. Эти плиты представляют собой огромные плиты земной коры и верхней мантии, которые складываются вместе, как кусочки головоломки.Эти пластины не зафиксированы, но постоянно движутся с очень медленной скоростью. Они перемещаются всего на несколько сантиметров в год. Иногда пластины сталкиваются друг с другом или расходятся. В этих геологически активных границах чаще всего встречаются вулканы.

Два типа границ плит, которые с наибольшей вероятностью вызывают вулканическую активность, — это расходящиеся границы плит и сходящиеся границы плит.

Границы расходящихся плит

На расходящейся границе тектонические плиты отдаляются друг от друга.На самом деле они никогда не разделяются, потому что магма непрерывно движется вверх от мантии к этой границе, создавая новый материал плит по обе стороны от границы плит.

Атлантический океан является домом для расходящейся границы плит, место, называемое Срединно-Атлантическим хребтом. Здесь тектонические плиты Северной Америки и Евразии движутся в противоположных направлениях. Вдоль Срединно-Атлантического хребта горячая магма поднимается вверх и становится частью Североамериканской и Евразийской плит. Движение вверх и возможное охлаждение этой плавучей магмы создает высокие хребты на дне океана.Эти хребты соединены между собой, образуя непрерывную вулканическую горную цепь длиной почти 60 000 километров (37 000 миль) — самую протяженную в мире.

Еще одна расходящаяся граница плит — это Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое отделяет массивную Тихоокеанскую плиту от плит Наска, Кокос и Северной Америки.

Отверстия и трещины (также называемые трещинами) в этих срединно-океанических хребтах позволяют магме и газам уходить в океан. На эту подводную вулканическую активность приходится примерно 75% среднегодового объема магмы, достигающей земной коры.Большинство подводных вулканов находится на горных хребтах на тысячи метров ниже поверхности океана.

Некоторые океанические хребты достигают поверхности океана и создают рельеф. Остров Исландия является частью Срединно-Атлантического хребта. Расходящиеся Евразийская и Североамериканская плиты стали причиной извержений Эйяфьятлайокудль (в 2010 г.) и Бардарбунги (в 2014 г.). Этим извержениям предшествовали значительные трещины и трещины на поверхности земли, которые также являются символом расходящегося движения плит.

Конечно, расходящиеся границы плит существуют и на суше. Восточноафриканский рифт — это пример разрыва одной тектонической плиты надвое. Вдоль Африканского Рога Африканская плита разрывается на то, что иногда называют Нубийской плитой (на западе, включая большую часть нынешней Африканской плиты) и Сомалийской плитой (на востоке, включая Африканский Рог и западную часть). Индийский океан). Вдоль этой расходящейся границы плит расположены вулканы, такие как гора Ньирагонго в Демократической Республике Конго и гора Килиманджаро в Кении.

Конвергентные границы пластин

На сходящейся границе плит тектонические плиты движутся навстречу друг другу и сталкиваются. Часто это столкновение заставляет более плотный край пластины погружаться или опускаться под менее плотный край пластины. Эти зоны субдукции могут создавать глубокие траншеи. По мере того, как более плотный край плиты движется вниз, давление и температура вокруг него увеличиваются, что вызывает изменения в плите, которая плавит верхнюю мантию, и расплавленная порода поднимается через плиту, иногда достигая ее поверхности как часть вулкана.За миллионы лет поднимающаяся магма может создать серию вулканов, известных как вулканическая дуга.

Большинство вулканических дуг можно найти в Огненном кольце, цепочке из 425 вулканов в форме подковы, выходящей на Тихий океан. Если бы вы слили воду из Тихого океана, вы бы увидели серию глубоких каньонов (траншей), идущих параллельно соответствующим вулканическим островам и горным хребтам. Например, Алеутские острова, простирающиеся от Аляски до России в Беринговом море, проходят параллельно Алеутскому желобу, образованному в результате погружения Тихоокеанской плиты под Североамериканскую плиту.На Алеутских островах находится 27 из 65 исторически действующих вулканов США.

Могучие Анды в Южной Америке проходят параллельно Перу-Чилийской впадине. Эти горы постоянно создаются по мере того, как плита Наска погружается под Южноамериканскую плиту. В Андах находится самый высокий в мире действующий вулкан Невадос Охос-дель-Саладо, который поднимается на 6 879 метров (более 22 500 футов) вдоль границы Чили и Аргентины.

Горячие точки

В течение многих лет ученые пытались объяснить, почему некоторые вулканы существуют за тысячи километров от границ тектонических плит.

Доминирующая теория, сформулированная канадским геофизиком Дж. Тузо Уилсоном в 1963 году, гласит, что эти вулканы созданы исключительно горячими областями, закрепленными глубоко под мантией Земли. Эти горячие точки способны независимо расплавлять тектоническую плиту над ними, создавая магму, извергающуюся на вершину плиты.

В горячих точках под океаном тектоническая активность создает вулканический холм. За миллионы лет вулканические холмы могут расти, пока не достигнут уровня моря, и образовать вулканический остров.Вулканический остров движется как часть своей тектонической плиты. Однако горячая точка остается на месте. По мере того, как вулкан удаляется от горячей точки, он вымирает и в конечном итоге снова возвращается в океан. Новый действующий вулкан образуется над горячей точкой, создавая непрерывный цикл вулканизма — и цепочку вулканических островов, отслеживающих движение тектонической плиты во времени.

Для Уилсона и многих ученых лучшим примером вулканизма горячих точек являются Гавайские острова. Эксперты считают, что эта вулканическая цепь островов формировалась на протяжении как минимум 70 миллионов лет над горячей точкой под Тихоокеанской плитой.Из всех обитаемых Гавайских островов Кауаи расположен дальше всего от предполагаемой горячей точки и имеет самые эродированные и самые старые вулканические породы, возраст которых составляет 5,5 миллионов лет. Между тем, на «Большом острове» Гавайев, который все еще подпитывается горячей точкой, самые старые породы имеют возраст менее 0,7 миллиона лет, и вулканическая активность продолжает создавать новые земли.

Горячие точки также могут образовывать наземные вулканы. Например, Йеллоустонский супервулкан расположен над горячей точкой в ​​центре Североамериканской плиты, с серией древних кальдер, простирающихся через южный Айдахо.Горячая точка Йеллоустона питает гейзеры, горячие источники и другую геологическую деятельность в Йеллоустонском национальном парке, штат Вайоминг.

Хотя некоторые данные, кажется, подтверждают теорию горячих точек Вильсона, более поздние научные исследования показывают, что эти горячие точки могут быть обнаружены на более мелких глубинах в мантии Земли и могут медленно мигрировать в течение геологического времени, а не оставаться на одном месте.

Основные типы вулканов

Хотя вулканы бывают разных форм и размеров, все они имеют несколько общих характеристик.Все вулканы связаны с

вулканами Trails

slenska

Связаться

+354 419 4000 [электронная почта защищена]
  • Вулкан Хижины
    • Volcano Huts órsmörk
    • Вариант размещения в Торсморке.
    • Ресторан и бар в Торсморке
    • Ванны Торсмёрк
    • Как добраться до órsmörk
  • Походные тропы
    • Тропа вулкана Лаугавегур
    • Тропа вулкана Фиммвордюхальс
    • Тропа вулкана Торсмёрк
  • 4×4 трассы
    • Аренда 4×4 Volcano Rovers
  • Книга
    • Размещение в Торсморке
    • Автобусные билеты
    • Аренда 4×4 Volcano Rovers
    • Все маршруты и впечатления
    • События
    • Сувениры
    • Laugavegur Álftavatn

Извержение вулкана — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Извержение вулкана происходит, когда горячие материалы из недр Земли выбрасываются из вулкана.Лава, камни, пыль и газовые соединения являются одними из этих «выбросов».

Извержения могут происходить с боковых ответвлений или с вершины вулкана. Некоторые извержения представляют собой ужасные взрывы, которые выбрасывают огромное количество камней и вулканического пепла и могут убить множество людей. Некоторые представляют собой тихие потоки горячей лавы. Вулканологи описали несколько более сложных типов извержений вулканов. Их часто называют в честь известных вулканов, на которых наблюдалось такое извержение. Некоторые вулканы могут показывать только один тип извержений в течение периода активности, в то время как другие могут проявлять ряд типов извержений в серии.

Индекс вулканической взрывоопасности (обычно сокращенно VEI) представляет собой шкалу от 0 до 8 для измерения силы извержений. Он используется Программой глобального вулканизма Смитсоновского института для оценки исторических и доисторических потоков лавы. Она работает аналогично шкале Рихтера для землетрясений: каждый интервал значений — это десятикратное увеличение магнитуды (она логарифмическая). Большинство вулканических извержений имеют VEI от 0 до 2.

Извержения вулканов по индексу VEI

ВЭИ Высота шлейфа Объем извержения * Тип извержения Частота ** Пример
0 <100 м (330 футов) 1000 м 3 (35 300 куб. Футов) Гавайский Непрерывный Килауэа
1 100–1000 м (300–3 300 футов) 10 000 м 3 (353 000 куб. Футов) Гавайский / Стромболианский месяцев Стромболи
2 1–5 км (1–3 мили) 1000000 м 3 (35 300 000 куб. Футов) Стромболианский / Вулканский месяцев Galeras (1992)
3 3–15 км (2–9 миль) 10 000 000 м 3 (353 000 000 куб. Футов) вулканец Ежегодно Невадо-дель-Руис (1985)
4 10–25 км (6–16 миль) 100000000 м 3 (0.024 у.е. миль) Вулканический / Пелеанский Несколько лет Эйяфьятлайокудль (2010)
5> 25 км (16 миль) 1 км 3 (0,24 куб. Миль) Плиниан 5–10 лет Маунт Сент-Хеленс (1980)
6> 25 км (16 миль) 10 км 3 (2 куб. Миль) Плиниан / Ультра Плиниан 1000 лет Кракатау (1883)
7> 25 км (16 миль)100 км 3 (20 куб. Миль) Ультра Плиниан 10000 лет Тамбора (1815)
8> 25 км (16 миль) 1000 км 3 (200 куб. Миль) супервулканический 100000 лет Озеро Тоба (74 тыс. Лет назад)
* Это минимальный объем извержения, необходимый для включения извержения в категорию.
** Значения являются приблизительными. Бывают исключения.
Имеется разрыв между 2-м и 3-м уровнем VEI; вместо увеличения на 10, значение увеличивается на 100 (с 10 000 до 1 000 000).
Типы извержений вулканов

Объяснение типов вулканов: Щитовые вулканы, стратовулканы, супервулканы, лавовые купола, перекаты, трещины.

Щитовой вулкан Стратовулкан / Композитный шлаковый конус Лавовый купол Супервулкан / Кальдерный рифт / Трещинное извержение

Стратовулкан — это стандартный вид вулкана с идеальным конусом, извергающий пепел из кратера на вершине с реками лавы, текущими по склонам.На самом деле существует множество типов вулканов. Тип лавы / магамы является основным фактором, определяющим форму и стиль извержения вулкана.

Щитовые вулканы имеют длинные пологие склоны, вызванные потоками очень текучей лавы из базальта, например, Гавайских островов Килауэа. Для сравнения, стратовулканы / композитные конусы крутые из-за более вязкой лавы и взрывоопасны. Эти вулканы имеют более высокую долю кремнеземных минералов и больше газа в магме. Т.е. Mt Rainier

Щитовые вулканы на суше образуют место извержения базальта.Это часто над горячей точкой или мантийным шлейфом вдали от краев плит является деструктивными границами плит, т.е. Гавайи. Стратовулканы типичны для границ зоны деструкции или субдукции, где отложения и вода с нисходящей плиты делают магму с высоким содержанием кремнезема и газа и, следовательно, более вязкой и взрывоопасной.

Вулканические породы известны как экструзионные породы. Магмы, богатые кремнеземом, будут извергать лавы, такие как риолит и дацит. Они будут светлого цвета и низкой плотности с большим количеством кварца и полевого шпата.Обычно они извергаются при температуре 850 ° C. Лавы с низким содержанием кремния, но богатые железом, такие как базальтовая лава, будут более текучими и будут течь дальше. Обычно они извергаются при температуре 1000 ° C.

Подробнее о типах вулканических пород

Супервулканы часто бывают очень большими и вообще не образуют конуса, так как они являются остатками огромных магматических очагов, которые взорвались, оставив после себя кальдеру. Они расположены над шлейфами магмы или горячими точками, которые пробивают вышележащую кору. Супервулканы обычно берут начало под континентальной корой, которая позволяет формировать бассейн магмы.т.е. Йеллоустон

Вулканические трещины и трещины — это удлиненные трещины или трещины в земной коре, которые обычно извергают базальтовую лаву, иногда лава может фонтаном под завесой огня. Крупномасштабные разломы включают Восточно-Афиканскую рифтовую долину, где разлом сформировал огромные вулканы, такие как Килиманджаро. Купола образованы высоковязкой лавой, излучающей твердую массу лавы, которая не уходит прочь. Шлаковые конусы представляют собой более мелкие примеры извержений вулканов. образуется, когда расплавленная лава выбрасывается из жерла, часто на стороне более крупного вулкана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *